Дело № 10-Г11-17

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №10-Г11-17

от 9 ноября 2011 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе правительства Кировской области на решение Кировского областного суда от 15 августа 2011 года, которым признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу отдельные положения пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 9 декабря 2008 года № 155/477.

постановлением правительства Кировской области от 9 декабря 2008 года № 155/477 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

председательствующего

Хаменкова В.Б.,

судей

Калининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.

 

установила:

 

Постановление официально опубликовано в издании «Вести. Киров», № 149 (1296) от 16 декабря 2008 года.

Пунктом 3 данного Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими право на получение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, являются:

для ветеранов труда - удостоверение ветерана, выданное в органах социальной защиты населения, с отметкой «Ветеран труда» или удостоверение ветерана, выданное военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, с отметкой «Ветеран военной службы»; пенсионное удостоверение;

для жертв политических репрессий - свидетельство о праве на льготы; пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности.

Документы, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях с предъявлением оригинала для обозрения. Копии документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, заверяются лицом, принимающим документы.

Заместитель прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 3 пункта 3 указанного выше Порядка в части слов «пенсионное удостоверение, справка, подтверждающая факт установления инвалидности» в отношении жертв политических репрессий, ссылаясь на противоречие данных положений требованиям статьи 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

По мнению прокурора, оспариваемые нормы значительно по сравнению с федеральным законом сужают круг лиц из числа жертв политических репрессий, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, ограничивая его лишь лицами, являющимися пенсионерами или признанными в установленном порядке инвалидами.

Решением Кировского областного суда от 15 августа 2011 года заявление прокурора удовлетворено, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 3 пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 9 декабря 2008 года №155/477, в части слов «пенсионное удостоверение, справка, подтверждающая факт установления инвалидности».

В кассационной жалобе правительство Кировской области ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав положения федерального и областного законодательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку установил, что оспариваемые нормы Порядка сужают установленный федеральным законом круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, устанавливая дополнительные требования к таким лицам.

При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно преамбуле к Закону РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» целью указанного Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Круг лиц, признанных репрессированными, подвергшимися и пострадавшими от политических репрессий установлен статьями 1 - 3, 5 названного выше Закона.

В силу статьи 16 указанного Закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, из изложенных положений федерального законодательства следует, что субъекты Российской Федерации вправе определять объем мер социальной поддержки для лиц, признанных жертвами политических репрессий.

При этом положения статьи 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 не наделяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом определять собственно категории лиц, имеющих право на получение соответствующих мер, поскольку они установлены федеральным законом.

Судом в соответствии с требованиями статей 196, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ проверялись и правомерно признаны

несостоятельными утверждения представителя правительства Кировской области о том, что оспариваемое постановление не определяет круг лиц из числа жертв политических репрессий, имеющих право на получение мер социальной поддержки, поскольку принято во исполнение Закона Кировской области от 7 декабря 2004 года № 280-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий», которым и установлены соответствующие требования.

Оспариваемые положения пункта 3 Порядка, как следует из их содержания, возлагают на лиц, признанных жертвами политических репрессий, обязанность по представлению пенсионного удостоверения или справки об инвалидности, тем самым признавая право на получение мер социальной поддержки только за данной категорией лиц.

Кроме того, Законом Кировской области от 3 октября 2011 года № 5030 статья 2 Закона Кировской области от 7 декабря 2004 года № 280-30 изложена в новой редакции, в соответствии с которой право на меры социальной поддержки на территории области имеют жертвы политических репрессий - реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеющие соответствующие свидетельства.

Таким образом, положение о том, что право на меры социальной поддержки имеют только те лица из числа реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, которые являются пенсионерами либо инвалидами, из данного Закона исключено.

С учетом изложенного, постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным, которое по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Кировского областного суда от 15 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Кировской области - без

Статьи законов по Делу № 10-Г11-17

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх