Дело № 11-АД16-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 апреля 2016 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Никифоров Сергей Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 11-АД16-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 21 апреля 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу законного представителя Акционерного общества «Транснефть - Прикамье» - генерального директора Хакимова Р.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 № 264, решение судьи Альметьевском городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 № 77-1468/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 № 4а-1062, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (в настоящий момент переименовано Акционерное в общество «Транснефть - Прикамье») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 № 264 открытое акционерное общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 № 77-1468/2014 и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 № 4а-1062, названное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель Акционерного общества «Транснефть - Прикамье» - генеральный директор Хакимов Р.Н. просит об отмене обжалуемых актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что заместителем главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 20.05.2014 вынесено постановление № 264 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому общество привлечено к ответственности за нарушение специального режима хозяйственной деятельности в водоохраной зоне реки Нариманка.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.13 данного Кодекса.

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1) В силу пункта 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 и действующих на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 285.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем, утвержденным данным постановлением.

В утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, входят объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов (пункт 7 Перечня).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» приказом Минприроды России от 08.09.2011 № 727 утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Татарстан и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии с данным приказом общество является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 325 утверждено Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Пункт 1.1 данного Положения определяет Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в качестве органа исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющего государственное управление и реализующего государственную политику в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан.

Согласно пункту 3.1 названного Положения, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан несет ответственность за осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо органа исполнительной власти Республики Татарстан (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) не имело полномочий составлять протокол и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.

В отношении данного объекта государственный экологический контроль мог быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).

Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности в нарушение требований части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено неуполномоченным должностным лицом.

Следует отметить, что на указанные обстоятельства общество неоднократно ссылалось в ходе производства по данному делу, однако судебными инстанциями надлежащая оценка этим доводам не дана (л.д. 6-14, 104-114). Рассматривая жалобы общества на постановление должностного лица, суд данное нарушение не устранил.

С учетом изложенного, принятые по делу постановление должностного лица и судебные акты, принятые в порядке его обжалования, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 № 264, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 № 77-1468/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 № 4а-1062, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу законного представителя Акционерного общества «Транснефть - Прикамье» - генерального директора Хакимова Р.Н. удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 № 264, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 № 77- 1468/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 № 4а-1062, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (в настоящий момент переименовано в Акционерное общество «Транснефть - Прикамье») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда С Б Российской Федерации *Никифоров

Статьи законов по Делу № 11-АД16-10

КоАП РФ Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
КоАП РФ Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх