Дело № 11-АПГ14-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 мая 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 11-АПГ14-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 28 мая 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующегоПирожкова В.Н.,
судейКалининой Л.А. и Ксенофонтовой О.А.
при секретареПаршиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 февраля 2014 года о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2012 года № 564 «О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан» со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Ворониной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Садыкова Р.Ш., просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2012 года № 564 «О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан» признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 июля 2010 года № 590 «О включении земельных участков в границы с. Большой Кукмор Кукморского муниципального района».

Садыкова Д Ш и Садыков Р Ш , в отношении которых принято постановление от 27 июля 2010 года № 590, и жители села Большой Кукмор, обратились в суд с заявлением о признании недействующим постановления от 28 июля 2012 года № 564.

В обоснование своих требований заявители ссылались на нарушение прав как собственников земельных участков, считая, что оспариваемым постановлением неправомерно изменены категория и разрешённое использование земельного участка.

В судебном заседании Закирзянов Р.Р. - представитель Садыковой Д.Ш., Садыков Р.Ш. поддержали заявленное требование.

Не соглашаясь с заявленными требованиями, представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Воронина Е.А. настаивала на том, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта. Поэтому, признавая утратившим силу ранее изданное постановление о включении земельных участков в границы населённого пункта, Кабинет Министров действовал правомерно, поскольку принятие оспариваемого акта обусловлено выявлением факта нарушения законодательства при включении земельных участков в границы населённого пункта. В частности, как оказалось, земельные участки с кадастровыми номерами , и , включённые в границы населённого пункта Большой Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан, расположены в санитарно-защитной зоне биотермической ямы этого населённого пункта.

Между тем согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», зарегистрированному в Минюсте России 25 января 2008 года, размеры санитарно-защитных зон для скотомогильников с захоронениями в ямах составляют 1000 метров, как для объектов 1 класса опасности. Таким образом, скотомогильники (биотермические ямы) устраивают на расстоянии не менее 1000 м от границ населённых пунктов.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 февраля 2014 года заявление Садыковой Д.Ш. и Садыкова Р.Ш. удовлетворено.

В апелляционной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Закирзяновым Р.Р. - представителем Садыковой Д.Ш., Садыковым Р.Ш. и участвующим в деле старшим прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Габдуллиной А.Р. представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявление о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2012 года № 564 «О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан», суд справедливо исходил из того, что принятие решений об установлении или изменении границ населённых пунктов, а также о включении земельных участков в границы населённых пунктов либо исключении земельных участков из границ населённых участков не является произвольным, а осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Исходя из характера и предмета спора выводы суда согласуются с положениями Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О порядке перевода земель или земельных участков из одной категории в другую», Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», регулирующих спорное правоотношение.

По общему правилу, орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселённой территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населённого пункта либо об исключении земельного участка из границ населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешённого использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населённого пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населённого пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населённого пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населённого пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных данной частью, не допускается (часть 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 4.1 этого же федерального закона орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 указанной статьи заявления: 1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения земельного участка из границ населённого пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешённого использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; 2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населённого пункта либо об исключении земельного участка из границ населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населённого пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

В силу части 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 данной статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 данной статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 данной статьи.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 данной статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 данной статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 данной статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешённого использования земельного участка или отказывает в принятии решения (часть 18 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).

При этом исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешённого использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешённого использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждёнными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешённого использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 данной статьи (часть 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 191-ФЗ).

В свою очередь исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта в случае, если: 1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населённого пункта либо исключения земельного участка из границы населённого пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населённый пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселённой территории, - от органа местного самоуправления муниципального района; 2) заключение о результатах указанных в части 6 данной статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта и об установлении либо об изменении вида разрешённого использования земельного участка (часть 20 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).

Согласно частям 21 и 22 статьи 4.1 названного федерального закона отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населённого пункта либо об исключении земельного участка из границы населённого пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 данной статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа. Отказ может быть обжалован в суд.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2012 года № 564 «О признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан» признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 июля 2010 года № 590 «О включении земельных участков в границы с. Большой Кукмор Кукморского муниципального района», которым земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 10,8 гектара в Кукморском муниципальном районе, находящиеся в частной собственности, согласно кадастровым паспортам включены в границы с. Большой Кукмор для жилищного строительства с кадастровыми номерами площадью 3,6 гектара, площадью 3,6 гектара, площадью 3,6 гектара.

Судом установлено, что решение о включении этих земельных участков в границы населённого пункта и изменении их вида разрешённого использования не противоречит вышеприведённым федеральным нормам, оно было основано на положительном заключении Совета Болыпекукморского сельского поселения муниципального района Республики Татарстан от 25 сентября 2009 года № 39, подтверждающем целесообразность и возможность включения земельных участков в границы населённого пункта и изменения их вида разрешённого использования, и в котором подчёркивалось, что земельные участки с кадастровыми номерами площадью 3,6 гектара, площадью 3,6 гектара, площадью 3,6 гектара, включаемые в границы территории Болыпекукморского сельского поселения Кукморского муниципального района Республики Татарстан, непосредственно примыкают к этому населённому пункту; необходимость (целесообразность) включения земельных участков в границы населённого пункта Большой Кукмор вызвана отсутствием земельных участков для индивидуального жилищного строительства в населённом пункте Большой Кукмор; участки свободны от застройки и пригодны для строительства. В материалах дела имеются данные о согласовании органом местного самоуправления с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан вопроса о включении земельных участков в границы населённого пункта Большой Кукмор, а также с Главным государственным ветеринарным инспектором Республики Татарстан 3 декабря 2009 года, подтвердившим отсутствие скотомогильника на земельных участках, предлагаемых к включению в границы населённого пункта Большой Кукмор.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что органы исполнительной власти при рассмотрении документов, представленных им Советом Большекукморского сельского поселения, также не усмотрели правовых оснований для отказа Садыкову Р.Ш. и Каримуллиной А.Г о включении, принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 3,6 гектара, площадью 3,6 гектара, площадью 3,6 гектара в границы населённого пункта. Кабинетом Министров Республики Татарстан, как это буквально следует из постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 июля 2010 года № 590, было принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о включении названных участков в земли населённого пункта «Кукморский муниципальный район», и даны указания Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в установленном порядке внести соответствующие изменения в документы государственного кадастра недвижимости и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Впоследствии земельный участок с кадастровым номером площадью 3,6 гектара перешёл в собственность Садыковой Д.Ш. (договор дарения земельного участка от 20 февраля 2012 года, свидетельство о государственной регистрации права от 14 марта 2012 года); земельный участок с кадастровым номером , принадлежавший Садыкову Р.Ш., разделён на 8 земельных участков, один из которых с кадастровым номером площадью 29 375 кв. м перешёл в собственность Садыковой Д.Ш. (договор дарения земельного участка от 20 февраля 2012 года, свидетельство о государственной регистрации права от 15 марта 2012 года); земельный участок с кадастровым номером разделён на 21 земельный участок (кадастровые номера с по ), которые также принадлежат Садыковой Д.Ш. (свидетельства о государственной регистрации права от 13 августа 2013 года).

Оспариваемое постановление по своей сути направлено на исключение указанных земельных участков, находящихся в частной собственности Садыкова Р.Ш. и Садыковой Д.Ш. из земель населённого пункта.

Однако доказательств того, что у Кабинета Министров Республики Татарстан имелись предусмотренные приведёнными выше федеральными нормами правовые основания для их исключения из земель населённого пункта, представителем Кабинета Министров Республики Татарстан в суд не представлено, несмотря на то, что обязанность доказывания законности нормативного правового акта лежит на органе государственной власти, его принявшем.

Во всяком случае, данными о том, что органы государственной власти, либо иные заинтересованные лица направляли в орган местного самоуправления, на территории которого находятся спорные земельные участки, мотивированное заявление об исключении земельных участков из границ населённого пункта или об изменении вида разрешённого использования земельных участков, с целью подготовки органом местного самоуправления заключения о возможности и целесообразности исключения их из границ населённого пункта, а также возможности установления или изменения иного вида разрешённого использования земельных участков, суд не располагает.

Отсутствуют доказательства того, что документами территориального планирования муниципального образования, утверждёнными в установленном порядке, не предусмотрено использование указанных земельных участков для жилищного строительства; что имеются согласования об исключении земельных участков из границ населённого пункта с органами, предусмотренными частью 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ.

Между тем установление данных обстоятельств имеет правовое значение для принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан оспариваемого заявителями нормативного правового акта.

Обращение главы Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 9 января 2012 года, направленное в адрес Президента Республики Татарстан в порядке электронного документооборота, письмо Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан содержащие информацию о том, что земельные участки, в отношении которых принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 июля 2010 года № 590, находятся в границах охранной зоны скотомогильника, сами по себе основанием для изменения категории спорных земельных участков, равно как и для изменения вида разрешённого использования земельных участков, на чём фактически настаивают представители Кабинета Министров Республики, не являются, поскольку, как правильно отмечается в решении суда первой инстанции, не исключается возможность приведения ситуации в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями в установленном законом порядке.

Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия не имеет поводов для отмены правильного по существу решения.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 199, 251-253, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 февраля 2014 года оставить без изменения, апел. шционную жалобу представителя Кабинета Министров Республики Татарста^^п^шиной О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий СУДЬИ

Статьи законов по Делу № 11-АПГ14-4

ГПК РФ Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх