Дело № 11-В11-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 20 апреля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №11-В11-8

от 20 апреля 2011 года

 

в составе

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ермеевой

о признании незаконным решения общественной

жилищной комиссии исполнительного комитета Бавлинского муниципального района от 24 мая 2010 года об исключении из списка участников, инвалидов и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по надзорной жалобе Ермеевой М.Ф. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2010 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Ермеева М.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование которого указала, что является вдовой участника и ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», поэтому

просила отменить, как незаконное и нарушающее ее права, решение органа местного самоуправления от 24 мая 2010 г. об исключении из списка.

Решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2010 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2010 г. указанное решение оставлено без изменения.

Определением судьи Верховного Суда республики Татарстан от 2 ноября 2010 г. в передаче надзорной жалобы Ермеевой М.Ф. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан отказано.

14 февраля 2011 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 г. надзорная жалоба Ермеевой М.Ф. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В надзорной жалобе Ермеева М.Ф. просит судебные постановления, принятые по делу, отменить в виду неправильного применения норм материального права и неполного исследования обстоятельств дела.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, признавая оспариваемое решение общественной жилищной комиссии Бавлинского муниципального района законным, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к вводу о том, что Ермеева М.Ф., являясь членом семьи собственника квартиры, в которой проживает с 2000 года, намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку в занимаемое ею жилое помещение была зарегистрирована Дробышева Г.В.

Данное обстоятельство, по мнению суда, являлось основанием для принятия решения об исключении заявительницы из списка участников, инвалидов и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение жилой площади.

С таким мнением согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан, полагая, что заявительница может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий только по истечении 5 лет со дня регистрации в квартире Дробышевой Г.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведенные выводы несостоятельными, как основанные на неверном применении норм материального права и на неправильном и неполном установлении обстоятельств, имеющих юридическое значение по делу.

Согласно части 2 статьи 12 ГПК Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (часть 3 статьи 246 , статья 249 ГПК Российской Федерации).

Судом установлено, что Ермеева М.Ф. является вдовой участника и ветерана Великой Отечественной войны и проживает в квартире, находящейся

в совместной собственности ее внука [скрыто] и дочери М_

по адресу: [скрыто].

Общая площадь квартиры, определяемая в соответствии с положениям пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации как сумма площади всех частей жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, согласно техническому паспорту составляет 56,7 кв.метров ( 18 оборот).

Как следует из материалов дела, 9 марта 2010 г. Ермеева М.Ф. обратилась в исполнительный комитет Бавлинского муниципального района Республики Татарстан с просьбой о включении в список участников, инвалидов и вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны для получения жилья.

О результатах рассмотрения заявления заявительнице стало известно из письменного сообщения от 15 июня 2010 года, согласно которому решением общественной жилищной комиссии Бавлинского муниципального района от 24 мая 2010 г. Ермеева М.Ф. исключена из указанного списка.

Между тем в материалах дела отсутствует как обжалуемое решение от 24 мая 2010 года, так и сведения о том, каким образом рассматривалось заявление

Ермеевой М.Ф. о включении в список участников, инвалидов, вдов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны для улучшения жилищных условий, адресованное руководителю исполнительного комитета Бавлинского муниципального района, принималось ли решение о включении заявительницы в списки на предоставление жилья, учитывая, что по истечению более чем два месяца со дня обращения принято решение об исключении ее из списка.

Для правильного разрешения возникшего спора суду надлежало выяснить, полномочным ли органом принято обжалуемое решение, соблюден ли порядок его принятия, являлась ли заявительница нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Указанные обстоятельства, имеющие правовое значение, не устанавливались, суд ограничился проверкой факта регистрации [скрыто]

[скрыто] в квартире, в которой проживает заявительница, расценив это обстоятельство как преднамеренное ухудшение заявительницей жилищных условий, не приняв во внимание следующие положения действующего законодательства.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 258-0-0, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

С учетом изложенного суду необходимо было установить, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершила заявительница, являются ли они умышленными и недобросовестными, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам

дела, включая факт регистрации в квартире [скрыто] _ после

обращения Ермеевой М.Ф. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, в нарушение требований закона судом не исследовались и проверены не были.

Допущенные судом первой и кассационной инстанций нарушения норм процессуального права лишили Ермееву М.Ф. возможности разрешить заявленные требования в соответствии с материальным законом, защитить нарушенное или оспариваемое право, являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, вследствие чего они подлежат отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 25 июня 2010 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 августа 2010 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Статьи законов по Делу № 11-В11-8

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ЖК РФ Статья 15. Объекты жилищных прав
ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
ЖК РФ Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх