Дело № 14-АПГ13-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 июля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №14-АПГ13-3

от 3 июля 2013 года

 

председательствующего В.Б. Хаменкова

при секретаре Строилове A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Болдырихина [скрыто] о признании противоречащим

федеральному законодательству и недействующим в части Порядка формирования списка граждан, изъявивших желание быть обеспеченными жилыми помещениями в 2012 году в соответствии с законом Воронежской области № 159-03 от 01.11.2011 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Воронежской области», утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 08.12.2011 года № 431 по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 17 декабря 2012 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Болдырихин В.П. обратился в Железнодорожный районный суд г. Воронежа с заявлением об оспаривании действий управы Железнодорожного района городского округа город Воронеж, выразившихся в отказе включить его в список граждан, изъявивших

желание быть обеспеченными жилыми помещениями в соответствии с законом Воронежской области № 159-03 от 01.11.2011 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Воронежской области».

В процессе судебного разбирательства заявитель дополнил свои требования заявлением об оспаривании подпункта 14 п. 2 Порядка формирования списка граждан, изъявивших желание быть обеспеченными жилыми помещениями в 2012 году в соответствии с Законом Воронежской области «О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Воронежской области» от 1 ноября 2011 года № 159-03 в обоснование своих требований ссылаясь на то, что он противоречит положениям ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» и нарушает право заявителя на пользование фактически занимаемым жилым помещение до получения жилья в установленном законом порядке.

Решением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 17 июля 2012 года заявление Болдырихина В.П. удовлетворено частично. В удовлетворении требований о признании действий управы незаконными отказано. Оспариваемый заявителем нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации признан незаконным, на районную управу возложена обязанность включить заявителя в список граждан, изъявивших желание быть обеспеченными жилыми помещениями в соответствии с законом Воронежской области № 159-03 от 01.11.2011 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Воронежской области» (л.д. 15-20).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13 ноября 2012 года по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области решение районного суда в части разрешения требований заявителя об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти отменено, требования Болдырихина В.П. в этой части переданы по подсудности в Воронежский областной суд для рассмотрения по первой инстанции (л.д. 26-30).

В судебном заседании Болдырихин В.П. поддержал заявленные суду требования.

Представители Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Воронежского областного суда от 17 декабря 2012 года заявленные суду требования удовлетворены.

Судом признан недействующим со дня его принятия подпункт 14 пункта 2 Порядка формирования списка граждан, изъявивших желание

быть обеспеченными жилыми помещениями в 2012 году в соответствии с законом Воронежской области № 159-03 от 01.11.2011 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Воронежской области», утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 08.12.2011 года №431.

В апелляционной жалобе представитель Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Оспариваемой в настоящем деле нормой предусмотрено, что для включения в список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением, заявитель или его представитель до 10 января года, предшествующего планируемому, должен представить в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в числе других документов, справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы).

Как усматривается из материалов дела, Болдырихин В.П. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 06.04.1967 года по 13.08.1992 года, и его календарная выслуга лет составляет 25 лет. Постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Воронежа от 17.09.1992 года № 116/7 он с составом семьи был поставлен на учет для улучшения жилищных условий по списку офицеров запаса. С момента увольнения из Вооруженных Сил заявитель проживает в г. 1(л.д. 17).

Удовлетворяя заявленные требования, областной суд обоснованно исходил из того, что в силу п. 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» действие пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространено на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе и на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жилыми помещениями в вышеуказанной форме граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона.

Поскольку согласно пункту 2.2. раздела 2 Указа губернатора Воронежской области № 163-у от 19.03.2009 Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Воронежской области, оспариваемый в настоящем деле акт принят органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий.

Между тем, в силу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрена обязанность указанной категории граждан представить документы о сдаче жилых помещений при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемая норма ограничивает права заявителя в сравнении с федеральным законодательством и признал ее недействующей.

Доводы жалобы по существу сводятся к тому, что уже было предметом рассмотрения суда, не опровергают выводов, изложенных в судебном решении, так как несогласие с выводами суда не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Воронежского областного суда от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 14-АПГ13-3

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх