Дело № 14-КГ15-19

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 февраля 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Кириллов Вячеслав Сергеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 14-КГ15-19

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 8 февраля 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПчелинцевой Л.М.,
судейКириллова С. В и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 8 февраля 2016 года гражданское дело по иску Гриневой Л А к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района», бюджетному учреждению Воронежской области «Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области», Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа принятии документов в на присвоение звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» по кассационной жалобе представителя Департамента социальной защиты Воронежской области Томилиной Г.Д. на решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 19 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 февраля 2015 года, которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Гринева Л.А. 27 октября 2014 года обратилась в суд с иском к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района», бюджетному учреждению Воронежской области «Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области», Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование требований Гринева Л.А. ссылалась на то, что она с 1998 года и по настоящее время является работником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации по Калачеевскому району Воронежской области. В 2005 году за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации она была награждена Почетной грамотой председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года, а также в 2012 году была награждена нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации». Награждена указанной грамотой по своей предыдущей фамилии как Мазепина Л Ал После вступления в брак в 2010 году фамилия у нее изменилась на Гриневу.

Учитывая наличие Почетной грамоты и нагрудного знака, Гринева Л.А. в 2014 году обратилась в казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако в удовлетворении указанного заявления ей было отказано, о чем сообщено в письме ответчика от 13 октября 2014 года, поскольку указанные почетная грамота и нагрудный знак не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, поэтому в соответствии со статьей 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда» не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

По мнению Гриневой Л.А., отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда» является незаконным, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации является ведомством, наделенным государственными полномочиями, а имеющиеся у нее награды являются ведомственными знаками отличия в труде.

Решением Калачеевского районного суда Воронежской области от 19 ноября 2014 года исковые требования Гриневой Л.А. удовлетворены. Отказ казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» в принятии документов на присвоение Гриневой Л.А. звания «Ветеран труда» признан незаконным. За Гриневой Л.А. признано право на присвоение звания «Ветеран труда». На казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» возложена обязанность принять у Гриневой Л.А. документы на присвоение звания «Ветеран труда».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 февраля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе, поименованной надзорной жалобой, представителя Департамента социальной защиты Воронежской области Томилиной Г.Д. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В соответствии со статьями 1,4 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ) жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов, и постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, поданные в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации после 31 декабря 2011 года, рассматриваются в кассационном порядке.

Таким образом, поданная в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представителем Департамента социальной защиты Воронежской области Томилиной Г.Д. надзорная жалоба подлежит рассмотрению в кассационном порядке по правилам главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ как кассационная жалоба.

По результатам изучения доводов жалобы представителя Департамента социальной защиты Воронежской области судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым ВС. 15 сентября 2015 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 18 декабря 2015 года жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. Представитель Гриневой Л.А. - Сиволдаев ИВ. не был допущен к участию в судебном заседании, поскольку его полномочия не были подтверждены надлежащим образом. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Гринева Л.А., года рождения, со 2 октября 1998 года работает в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Калачеевскому району Воронежской области, с 17 февраля 2012 года - в должности заместителя начальника Управления.

Общий трудовой стаж истца по состоянию на 19 ноября 2014 год составляет более 32 лет, что подтверждается копией трудовой книжки.

В 2005 году Гринева Л.А. за значительный вклад в становление и развитие пенсионной системы Российской Федерации была награждена Почетной грамотой председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года, а на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 августа 2012 года - нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации».

В 2014 году Гринева Л.А. обратилась в казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с награждением знаками отличия в труде.

Письмом казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» от 13 октября 2014 года в присвоении звания «Ветеран труда» Гриневой Л.А. было отказано, так как присвоенные ей награды ведомственными знаками отличия в труде не являются в силу того, что Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам государственной власти не относится, поэтому данные награды не могут являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии со статьей 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда».

Удовлетворяя исковые требования Гриневой Л.А., суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделён публично-властными полномочиями, в связи с чем учреждённые постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации награды, которыми награждаются работники Пенсионного фонда Российской Федерации, внесшие большой личный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач, за выдающиеся достижения в трудовой деятельности, за многолетний добросовестный и безупречный труд, за творчество и инициативу, качество и эффективность работы, являются ведомственными знаками отличия в труде и подлежат учёту при присвоении звания «Ветеран труда». Принимая во внимание наличие у Гриневой Л.А. трудового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также признав имеющиеся у неё награды Пенсионного фонда Российской Федерации (Почетная грамота Пенсионного фонда Российской Федерации и нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации») ведомственными знаками отличия в труде, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении к возникшим отношениям норм материального права.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года № 1270, действовавшим до 12 июня 2006 года, было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Федеральным законом от 19 декабря 2005 года № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» статья 7 дополнена пунктом 4, согласно которому порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Воронежской области присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется на основании Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда» (далее - Закон Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03).

Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 данный закон определяет условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» и распространяется на зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Воронежской области граждан Российской Федерации.

Статьёй 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 определены условия присвоения звания «Ветеран труда» в Воронежской области.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 звание «Ветеран труда» присваивается лицам: 1) имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и награждённым: а) орденами или медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации; б) либо удостоенным почётных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации; в) либо награждённым ведомственными знаками отличия в труде; 2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 перечислены ведомственные знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания «Ветеран труда». К ним, в частности, согласно пунктам 1 и 2 названной нормы относятся: 1) почётные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почётные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почётных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось Правительством Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте; 2) почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), если награждение производилось Президиумом Верховного Совета бывших СССР, РСФСР, а также РФ, Президиумом Центрального исполнительного комитета (ЦИК) бывшего СССР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховным Судом бывших СССР, РСФСР, Прокуратурой бывшего СССР, министерствами и ведомствами бывших СССР и РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте.

Удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в данном пункте, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР (абзац третий пункта 2 части 4 статьи 2 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03).

Из изложенных выше положений Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03 следует, что при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту только те знаки отличия в труде, которые данным законом отнесены к ведомственным, решение о награждении которыми принималось руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа государственной власти или иного органа, указанного в части 4 статьи 2 Закона.

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (пункт 1 Указа).

Ранее действовавшими Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Пенсионный фонд Российской Федерации не был отнесён к федеральным органам исполнительной власти.

Действующий Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» также не относит Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти, координация его деятельности возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Указа).

Действующее Положение о Почётной грамоте Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждённое постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 37пл «О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации», в соответствии с которым было издано постановление Правления Пенсионного фонда от 1 декабря 2005 года № 44пл о награждении Гриневой Л.А. Почётной грамотой Пенсионного фонда, не относило данную награду Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде. В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года № 37пл «О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации» данная награда учреждена в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внёсших значительных вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.

Вывод судебных инстанций об отнесении к ведомственным знакам отличия в труде нагрудного знака «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», которым Гринева Л.А. была награждена в 2012 года, и тем самым о наличии у нее оснований для присвоения звания «Ветеран труда» также не основан на законе.

Положение о нагрудном знаке «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», утверждённое постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года № 39пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации», в соответствии с которым было издано постановление Правления Пенсионного фонда от 28 августа 2012 года № 31пл о награждении Гриневой Л.А. нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», не относит данную награду Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде. Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года № 39пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации» данная награда учреждена в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Ввиду того, что Пенсионный фонд Российской Федерации в силу приведённых выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, вывод судебных инстанций о том, что учреждённые Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации награды являются ведомственными знаками отличия в труде и подлежат учёту при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт неправомерным.

Награждение Гриневой Л.А. Почётной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации за высокие достижения в труде по организации и развитию системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» не повлекло возникновения у неё права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Законом Воронежской области от 7 июля 2006 года № 69-03, вследствие чего вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Гриневой Л.А. о признании незаконным отказа казённого учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда» и признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с наличием у неё необходимого трудового стажа, Почётной грамоты Пенсионного фонда Российской Федерации и нагрудного знака «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» не основан на нормах закона, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.

Является ошибочной ссылка судебных инстанций в обоснование вывода о том, что учрежденные Пенсионным фондом Российской Федерации награды относятся к ведомственным знакам отличия в труде, на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», в пункте 3 которого указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделён публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «ж»), 72 (пункт «ж» части 1), 78 (часть 1), ПО, 114 (пункты «в», «г», «е» части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и её органов. Данное суждение Конституционного Суда Российской Федерации не свидетельствует о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, награды которого следует учитывать при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в качестве ведомственных знаков отличия в труде в случае отсутствия прямого указания на это в законодательстве субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гриневой Л.А. о признании незаконным отказа в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает неправильными, основанными на ошибочном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Департамента социальной защиты Воронежской области, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение об отказе Гриневой Л.А. в удовлетворении исковых требований, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,

определила:

решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 19 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 26 февраля 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Гриневой Л А к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Калачеевского района», бюджетному учреждению Воронежской области «Центр обеспечения деятельности учреждений социальной защиты Воронежской области», Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 14-КГ15-19

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх