Дело № 16-АД12-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 июля 2012 г., Постановление
Инстанция Административная коллегия, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело №16-АД12-4

от 18 июля 2012 года

 

судьи судебного участка № 97 Волгоградской области от 6 октября 2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 2 ноября 2011 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении Поповой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Постановлением заместителя председателя Волгоградского областного суда от 12 декабря 2011 г. надзорная жалоба защитника Поповой Л.Н. -Пятова A.C. на указанные судебные постановления оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Попова Л.Н. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 97 Волгоградской области от 6 октября 2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 2 ноября 2011 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении её по делу об административном

правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Поповой Л.Н. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объёме или в искажённом виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, влечёт назначение административного наказания.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Из системного анализа приведённых выше норм следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в соответствующие органы только тех документов, обязанность представления которых возложена на налогоплательщика нормами налогового законодательства.

Как усматривается из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки представленной 20 апреля 2011 г. первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2011 года, в которой заявлены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), Межрайонной ИФНС России № 2 по Волгоградской области в адрес ОАО «Каустик» направлено требование, полученное обществом 3 мая 2011 г., согласно которому в течение 10 дней со дня получения данного требования ОАО «Каустик» необходимо представить копии следующих документов:

1. Книги покупок в электронном виде с представлением заверенных должным образом первого и последнего листа на бумажном носителе за I квартал 2011 года.

2. Книги продаж в электронном виде с представлением заверенных должным образом первого и последнего листа на бумажном носителе за I квартал 2011 года.

3. Оборотно-сальдовой ведомости за I квартал 2011 года в электронном виде с представлением заверенных должным образом первого и последнего листа на бумажном носителе.

4. Журнала-ордера счёта по субконто за I квартал 2011 года в электронном виде с представлением заверенных должным образом первого и последнего листа на бумажном носителе по следующим счетам бухгалтерского учёта:

- по счёту 62.1 «Расчёты с покупателями и заказчиками»; -по счету 62.2 «Расчёты по авансам полученным»;

-по счёту 19 «НДС по приобретённым ценностям» (отдельно по всем открытым субсчетам);

- по счёту 60.1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;

- по счёту 60.2 «Расчёты по авансам выданным»;

- по счёту 90.1 «Продажи. Выручка»;

- по счёту 90.3 «Налог на добавленную стоимость»;

- по счёту 68.2 «Расчёты по НДС»;

- по счёту 76.В А «Расчёты по авансам выданным»;

- по счёту 76.АВ «Расчёты по авансам полученным»;

-по счёту 58 «Финансовые вложения»: субсчет «Предоставленные займы»;

-по счёту 10 «Материалы»;

- по счёту 91.1 «Прочие доходы расходы».

5. Документов, подтверждающих сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащую вычету, а именно:

- контрактов, заключённых с иностранными покупателями;

- паспортов сделок по контрактам;

- грузовых таможенных декларации с отметкой таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров в режиме выпуска для свободного обращения;

- СМЯ, товарно-транспортных накладных, товарных накладных;

- приходных ордеров, подтверждающих оприходование товаров;

платежных поручений, подтверждающих уплату НДС для Волгоградской таможни;

- платежных поручений, подтверждающих оплату импортируемых товаров поставщику.

6. В отношении операций «по реализации лома и отходов цветных металлов», отражённых в 7 разделе налоговой декларации по НДС по коду операций 1010274:

- договоров купли-продажи;

- счетов-фактур;

- товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт реализации лома и отходов цветных металлов;

- актов на списание лома и отходов цветных металлов;

- приходных ордеров;

- накладных на внутреннее перемещение;

- требований-накладных;

- журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов;

- копий лицензий организаций, которым осуществлялась поставка лома.

7. Документов, подтверждающих отражение в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признаётся территория Российской Федерации» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, по коду операции 1010243 «Реализация долей в уставном капитале (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы)», а именно:

- договора купли-продажи ценных бумаг;

- акты приёма-передачи ценных бумаг;

- выписки из журнала регистрации векселей.

8. В отношении операций «по предоставлению займов в денежной форме, а также оказанию услуг по предоставлению займов в денежной форме», отражённых в 7 разделе налоговой декларации по НДС по коду операций 1010292:

- счетов-фактур;

-расчётов процентов по договорам займа, полученных в I квартале 2011 года;

- договоров займа;

9. Документов по ведению раздельного учёта (расчёт) за I квартал 2011 года, предъявленных поставщиками сумм НДС по приобретённым товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, а также имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и освобождённых от налогообложения операций в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 23-26).

Письмом от 18 мая 2011 г. № 002/01154, подписанным директором по экономике и финансам управляющей организации [скрыто] и главным

бухгалтером ОАО «Каустик» Поповой Л.Н., было отказано в представлении испрашиваемых документов по мотивам несогласия с законностью требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Волгоградской области (л.д. 27).

По данному факту главным государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 2 по Волгоградской области в отношении

главного бухгалтера ОАО «Каустик» Поповой Л.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-7).

6 октября 2011 г. мировой судья судебного участка № 97 Волгоградской области, признав Попову Л.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что требования налогового органа о представлении ОАО «Каустик» соответствующих документов основываются на положениях части 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Согласно части 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении вопрос о том, связано ли истребование указанных в требовании документов с предоставлением налоговых льгот, а также являются ли указанные в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2011 года операции налоговыми льготами в смысле, предаваемом им частью 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, всесторонне и полно исследован не был. Сама декларация предметом изучения также не являлась.

Между тем выяснение этого вопроса имеет существенное значение для правильного разрешения дела, поскольку, как следует из содержания части 7 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не

предусмотрено данной статьёй или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчётом) не предусмотрено указанным кодексом.

В соответствии с части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решения по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 97 Волгоградской области от 6 октября 2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 2 ноября 2011 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении Поповой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Поповой Л.Н. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решения по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

жалобу Поповой [скрыто] удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 97 Волгоградской области от 6 октября 2011 г., решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 2 ноября 2011 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 12 декабря 2011 г., вынесенные в отношении Поповой Л.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью I статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 16-АД12-4

КоАП РФ Статья 1.5. Презумпция невиновности
КоАП РФ Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
НК РФ Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
НК РФ Статья 31. Права налоговых органов
НК РФ Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
НК РФ Статья 88. Камеральная налоговая проверка
НК РФ Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры




Лучшие юристыЛучшие юристы

Телефон: 8-9507335986
Телефон: 8(391) 215-41-36; 8-967-604-71-71
онлайн
Фото юриста
Коломиец Валерий Юрьевич
г. Анадырь, Санкт-Петербург
рейтинг: 0

Загрузка
Наверх