Дело № 16-Г11-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 февраля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Харланов Александр Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №16-Г11-2

от 15 февраля 2011 года

 

председательствующего - Горшкова В.В. судей - Харланова A.B. и Пчелинцевой Л.М. при секретаре - Тереховой Л.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Мантула И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» Репникова В.А., Кузнецова В.Ф., Таболаева А.Е., полагавших решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось в Волгоградский областной суд с исковым заявлением к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской

области» о ликвидации данной организации.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что действующим законодательством такая форма самоорганизации казаков как национально-культурная автономия не предусмотрена, в связи с чем организации дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования. В установленный срок и до настоящего времени организацией предупреждения не исполнены, соответствующие документы в Управление юстиции не представлены, что является основанием для ликвидации общественного объединения.

Ответчик с предъявленными требованиями не согласился и просил в их удовлетворении отказать.

Решением Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г. отказано в удовлетворении заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области к общественной организации - Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» о ликвидации данного объединения.

В кассационной жалобе начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Колесников М.А. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и судом установлено, что организация Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» была создана на учредительной конференции 09 декабря 1999г. в г.Михайловке, на которой присутствовало 53 делегата от национально-культурных автономий города Михайловки, Михайловского и Кумылженского районов. На конференции утвержден Устав данной организации, избраны президиум, другие исполнительные и руководящие органы, утвержден план работ, что подтверждено протоколом Учредительной конференции региональной национально-культурной автономии казаков.

Вышеназванное общественное объединение зарегистрировано 31 января 2000г. Управлением юстиции администрации Волгоградской области, выдано свидетельство о регистрации №2641 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно Уставу автономии, основными целями ее деятельности являются: сохранение и развитие национальной культуры, творческой национальной самобытности, сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, сохранение национальных традиций и обычаев.

09 октября 2009г. и 12 марта 2010г. Управлением Министерства юстиции РФ по Волгоградской области вынесены предупреждения общественному объединению «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области» с требованием провести общее собрание о реорганизации национально-культурной автономии в казачье общество, либо о внесении изменений в Устав в связи со сменой наименования.

Поскольку, в установленный срок и до настоящего времени организацией предупреждения не исполнены, соответствующие документы в Управление юстиции не представлены, истец обратился в суд с требованием о ликвидации данного объединения.

Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов или иных нормативных правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Согласно Закону РСФСР от 26 апреля 1991г. №1107-1 (ред. от 01 июля 1993г.) «О реабилитации репрессированных народов» и Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1992г. №632 (в ред. от 30 апреля 2009г.) «О мерах по реализации законов Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества, казачество для целей указанного закона определено как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.

Статья 21 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. Верховным Советом Российской Федерации 09 октября 1992г. №3612-1) (в ред. от 08 мая 20 Юг) предусматривает, что Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне национально-государственных образований или не имеющим своей государственности на культурно-национальную автономию.

Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

Отказывая в иске о ликвидации Общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», Волгоградский областной суд исходил из того, что в силу вышеназванных норм законодательства, казаки относятся к этнической общности и имеют право на создание региональной национально-культурной автономии. Поэтому, как указал суд, требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области о реорганизации общества, либо внесении изменений в Устав, и их неисполнение не могут служить основанием для ликвидации общественного объединения казаков.

Между тем, с указанным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку этот вывод сделан без учета всех юридически значимых обстоятельств по данному делу.

Так, суд не учел, что правовые основы создания и функционирования национально-культурной автономии регулируются специальным Законом -Федеральным законом от 17 июня 1996г. (в редакции от 09 февраля 2009г.) №74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

В статье 1 Федерального закона от 17 июня 1996г. (в редакции от 09 февраля 2009г.) №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» дано понятие национально-культурной автономии.

В соответствии с данной статьей национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Однако суд первой инстанции вопрос о том, обладает ли Общественное объединение «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области», указанными в названой статье Закона признаками дающими право на создание национально-культурной автономии не исследовал.

Кроме того, суду следовало обсудить вопрос о том, требуются ли при разрешении данного дела специальные познания. В случае, если таковые требуются, необходимо обсудить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы.

Принимая решение об отказе в иске, суд сослался, в том числе, на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 марта 2004г. №5-П по делу о проверке конституционности части третьей статьи пять Федерального закона «О национально-культурной автономии» в связи с жалобой граждан А.Х. Дитца и O.A. Шумахер.

Однако, как видно из содержания данного постановления, в нем разрешался вопрос о том, могут ли быть созданы и зарегистрированы в субъекте Российской Федерации несколько региональных национально-культурных автономий граждан определенной национальности. Вопрос, являющийся предметом рассмотрения настоящего дела, Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении не разрешался.

В кассационной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области указывается также на то, что общественное объединение - Национально культурная автономия казаков Кумылженского района, являющаяся одним из двух учредителей региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области 10 ноября 2008г. исключена из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В связи с чем, суду следует определить, сохраняет ли в связи с этим в настоящее время национально-культурная автономия казаков Волгоградской области статус региональной автономии.

На основании изложенного, решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и вынести решение в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Волгоградского областного суда от 10 декабря 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Статьи законов по Делу № 16-Г11-2

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх