Дело № 16-Г11-35

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 августа 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №16-Г11-35

от 17 августа 2011 года

 

при секретаре Аверине A.B.

избирать и быть избранным в органы местного самоуправления путем определения срока, не позднее которого уполномоченный орган должен назначить и провести досрочные выборы главы г. Волгограда, пресечении действий, создающих угрозу нарушения этого права, по кассационной жалобе Журавлева Е.В. на решение Волгоградского областного суда от 14 июня 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на жалобу представителя Волгоградской городской Думы по доверенности Шестаковой A.B., представителя Управления министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области по доверенности Шайдуровой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Журавлев Е.В. обратился в суд с заявлением об обеспечении конституционного права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления путем определения срока, не позднее которого уполномоченный орган должен назначить и провести досрочные выборы главы г. Волгограда, пресечении действий, создающих угрозу нарушения этого права, указав в обоснование требований, что постановлением главы администрации

Волгоградской области от 22 февраля 2011 г. полномочия главы г. Волгограда прекращены.

До настоящего времени в нарушение положений статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы главы города не назначены, что нарушает его конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Полагает, что Устав города с изменениями, внесенными решением Волгоградской городской Думы от 13 апреля 2011 г. № 44/1375, согласно которым глава г. Волгограда избирается представительным органом -Волгоградской городской Думой из своего состава и исполняет полномочия председателя Волгоградской городской Думы, а глава администрации г. Волгограда назначается по контракту, не подлежит применению, поскольку они изменяют структуру и полномочия органов местного самоуправления и в силу положений части 8 статьи 44 Федерального закона 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Обжалуемым решением Волгоградского областного суда в удовлетворении заявленных требований Журавлеву Е.В. отказано.

В кассационной жалобе Журавлева Е.В. ставится вопрос об отмене решения Волгоградского областного суда от 14 июня 2011 г. и принятии нового решения об удовлетворении требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявления Журавлева Е.В., суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для принятия решения о назначении выборов главы города Волгограда.

Судебная коллегия находит вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 138-ФЗ) применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, а также повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 1 статьи 1).

В силу пунктов 5 и 6 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по

основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 данной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Пунктом 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрена возможность соответствующего суда общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы, в случае если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 данной статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 67-ФЗ органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Между тем, как следует из материалов гражданского дела, на момент обращения Журавлева Е.В. в суд вступили в законную силу изменения в Устав города, внесенные решением Волгоградской городской Думы от 13 апреля 2011 г. № 44/1375 и опубликованные 12 мая 2011г. в «Городских вестях», согласно которым глава г. Волгограда избирается представительным органом -Волгоградской областной Думой из своего состава и исполняет полномочия председателя Волгоградской городской Думы, а глава администрации г. Волгограда назначается по контракту.

В соответствии с пунктом 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Суд первой инстанции, установив, что на момент рассмотрения дела действующим Уставом г. Волгоград не предусмотрена возможность определения кандидатуры главы муниципального образования путем проведения муниципальных выборов, правильно отказал в удовлетворении

требований, поскольку суд неправомочен определять порядок формирования органов местного самоуправления.

Довод заявителя о необходимости применения Устава города-героя Волгограда в редакции, действовавшей до внесения изменений и дополнений 13 апреля 2011 г., суд обоснованно признал несостоятельным, как основанный на ошибочном толковании нормы материального права.

Позиция суда по указанному доводу, подробно изложенная в обжалуемом решении, является обоснованной, Судебная коллегия не может с ней не согласиться.

Действительно, в силу абзаца 2 части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления) вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений (часть 8).

Вместе с тем, изменения Устава, внесенные решением Волгоградской городской Думы от 13 апреля 2011 года, не касались структуры органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

То обстоятельство, что глава г. Волгограда после внесения изменений в Устав города не является главой администрации города, избирается из состава представительного органа, не свидетельствует об изменении структуры органов местного самоуправления.

Доводы заявителя о невозможности избрания представительным органом г.Волгограда главы муниципального образования, поскольку срок полномочий депутатов заканчивается менее чем через два года, а срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в силу части 2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть менее двух лет, судом правильно признаны несостоятельными, т.к. данное обстоятельство не предусмотрено Федеральным законом № 67-ФЗ в качестве основания для назначения выборов.

Других доводов, влекущих отмену решения в порядке, предусмотренном статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в кассационной жалобе не содержится.

На основании изложенного постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным, по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Волгоградского областного суда от 14 июня 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Журавлева Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 16-Г11-35

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх