Дело № 18-АД13-24

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 августа 2013 г., Постановление
Инстанция Административная коллегия, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 18-АД13-24

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 22 августа 2013 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу защитника Ульянченко С Г , представляющего интересы ЗАО « » Кардашевской В В на основании доверенности, на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении Кардашевской ВВ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г. и решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г., ЗАО « » Кардашевская ВВ. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г. надзорная жалоба защитника Ульянченко С.Г. на указанные постановления оставлена без удовлетворения.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ульянченко С.Г. просит отменить постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по 2 регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении Кардашевской В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Ульянченко С.Г. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искажённых данных.

Из материалов дела следует, по результатам проведения административного расследования главным специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в отношении ЗАО « » Кардашевской ВВ. составлен протокол от 28 мая 2012 г. № 07-10/92-1 об административном правонарушении, предусмотренного статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что ЗАО « » в декларации об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2012 г. по лицензии не отражена поставка алкогольной продукции в адрес ООО « » по товарно-транспортным накладным на отгрузку алкогольной продукции от 28 марта 2012 г. № 40, 41 в объёме 4,202 тыс. дал., то есть внесены заведомо искажённые данные (л.д. 118-123).

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г. ЗАО « » Кардашевской ВВ. назначено административное наказание по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С состоявшимся решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных 3 правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

В силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.

Порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учёта использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 858 (действовавшим до 27 августа 2012 г.) утверждено Положение о предоставлении деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчётный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом.

В силу пункта 3 Положения организации, осуществляющие производство и поставки произведённого этилового спирта, в том числе денатурированного, 4 и произведённой алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объёма готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объёма готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению № 6.

Пунктом 1.2 Порядка заполнения деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15 марта 2010 г. № 24н (действовавшим до 23 сентября 2012 г.), установлено, что организация заполняет декларации по формам № 1-7 в зависимости от вида осуществляемой деятельности за отчётный квартал либо месяц. Во всех графах деклараций, отражающих количество этилового спирта, указывается объём безводного (стопроцентного) спирта (тыс. дал). Показатели объёмов алкогольной и спиртосодержащей продукции отражаются только в физическом объёме (тыс. дал).

Согласно пункту 8.2 указанного выше Порядка в декларации об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 6) указывается, в том числе в графе 12 «Дата отгрузки» - дата, когда была произведена отгрузка (поставка) продукции организации- получателю; в графе 13 «Номер товарно-транспортного средства» - номер товарно-транспортной накладной; в графе 16 «Объем поставленной продукции» - объём поставленной продукции.

Из анализа приведённых норм следует, что в декларации об объёмах поставки алкогольной продукции должен быть отражён объём алкогольной продукции, фактически поставленный организацией-поставщиком и полученный организацией-покупателем.

Как установлено в ходе производства по делу об административном праонарушении, ЗАО « » в адрес ООО « » были выписаны товарно-транспортные накладные на отгрузку алкогольной продукции от 28 марта 2012 г. № 40, 41 в объёме 4,202 тыс. дал. В соответствии с пунктом 3 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 5223АО « » были сформированы две заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции № , .

Однако ООО « » отказалось от исполнения договора поставки и не приняло алкогольную продукцию по товарно-транспортным накладным от 28 марта 2012 г. № 40, 41 по основаниям, установленным статьёй 475 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается претензией ООО « » от 2 апреля 2012 г. и актами об установлении расхождений по количеству и качеству при приёмке товарно-5 материальных ценностей от 2 апреля 2012 г. № 1, 2, а также отсутствием подписей представителей ООО « » в получении алкогольной продукции в накладных (л.д. 93-107).

В силу требований Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (действовавшего до 1 января 2013 г.) коммерческие и некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учёт, представляющий собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Основой ведения бухгалтерского учёта является документальное подтверждение любой хозяйственной операции, проводимой организацией в ходе осуществления своей деятельности. Оправдательные документы, на основании которых операции отражаются в учёте, носят название первичных учётных документов.

По общему правилу, закреплённому в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», в качестве первичных бухгалтерских документов организации используют унифицированные формы первичной учётной документации.

Унифицированные формы первичных учётных документов, а также Указания по их применению утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту торговых операций».

Как следует из Указаний по применению и заполнению форм первичной учётной документации по учёту торговых операций, для оформления продажи товаров (отпуска), товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная формы № ТОРГ-12, которая составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания.

Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Принятие, отпуск (продажа) товара на учёт (с учёта) на основании указанной накладной является правомерным, только при условии того, что все её реквизиты сохранены и заполнены правильно. Среди реквизитов товарной накладной указаны реквизиты необходимые для заполнения стороной, получающей груз.

Из-за отказа ООО « » от приёмки товара, данные реквизиты в накладных от 28 марта 2012 г. не заполнены, что свидетельствует об отсутствии факта поставки алкогольной продукции.

В связи с этим ЗАО « » Кардашевской В.В. в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу направлялись заявления об уточнении информации, содержащейся в ЕГАИС, от 6 апреля и 11 мая 2012 г. (л.д. 108, 109).

Письмом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 2 мая 2012 за № 8687/15-1 даны разъяснения, что согласно Руководству пользователя 6 по программным средствам ЕГАИС для организаций, осуществляющих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у организации есть возможность самостоятельной коррекции документа «Сведения об отгрузке (получении)» путём создания новой версии «Сведения об отгрузке (получении)» или создания «Сведения о получении» с признаком «Возврат» (л.д. 110).

Ввиду отсутствия товарно-транспортных накладных от ООО « » (грузоотправитель) о возврате алкогольной продукции в адрес ЗАО « » (грузополучатель) ЗАО « » не имело возможности внести в ЕГАИС сведения о возврате данной алкогольной продукции, поэтому обществом накладные на отгрузку от 28 марта 2012 г. № 40 с номером и от 28 марта 2012 г. № 41 с номером в базе данных ЕГАИС были откорректированы путём создания новой версии «Сведения об отгрузке (получении)».

Так как поставка алкогольной продукции по накладным на отгрузку от 28 марта 2012 г. № 40 и № 41 не состоялась, ЗАО « » не отразило соответствующие сведения в декларации об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2012 г.

Следовательно, оснований полагать о том, что ЗАО « » внесло заведомо искажённые сведения в декларацию об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2012 г., не имеется.

Данный вывод подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 февраля 2013 г. № АЗ 2- 17548/2012, которым постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г. № 07- 10/118 о привлечении ЗАО « » к административной ответственности по статье статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении ЗАО « » Кардашевской В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием в действиях Кардашевской В.В. состава административного правонарушения). 7 На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу защитника Ульянченко С.Г., представляющего интересы ЗАО « » Кардашевской В В , удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 7 июня 2012 г., решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 31 июля 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2012 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 февраля 2013 г., вынесенные в отношении Кардашевской ВВ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьи законов по Делу № 18-АД13-24

ГК РФ Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества
КоАП РФ Статья 1.5. Презумпция невиновности
КоАП РФ Статья 15.13. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх