Дело № 18-КГ14-109

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 30 июля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Пирожков Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 18-КГ14-109

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 30 июля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПирожкова В.Н.
судейМеркулова В.П. и Горчаковой ЕВ.

при секретаре: Акулове Д.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Шевченко В.А. об оспаривании действий администрации муниципального образования город Краснодар по кассационной жалобе Шевченко В.А. на постановление президиума Краснодарского краевого суда от 24 июля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Н. Пирожкова, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 октября 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 февраля 2013 года, заявленные Шевченко В.А. требования удовлетворены.

Судом признано незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21 июня 2012 года № 29/2352-1 о невозможности согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в создании препятствий Шевченко В.А. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 11 189 кв.м., расположенного по адресу: г.

, формируемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровом квартале: , категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Суд обязал филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 11 189 кв.м., расположенный по адресу: г.

, формируемый из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в кадастровом квартале , категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Суд обязал администрацию муниципального образования город Краснодар в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта указанного земельного участка принять решение о его предоставлении в собственность Шевченко В.А. за плату.

Постановлением президиума Краснодарского краевого суда от 24 июля 2013 года указанные судебные постановления отменены и дело направлено в Прикубанский районный суд г. Краснодара на новое рассмотрение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановления президиума Краснодарского краевого суда от 24 июля 2013 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2014 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 24 июля 2014 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Как усматривается из материалов дела, Шевченко В.А. обратился в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 11 189 кв.м., расположенного по адресу: г.

в собственность для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар Шевченко В.А. в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 17 мая 2005 года № 1215 «Об утверждении уполномоченных органов администрации муниципального образования город Краснодар, осуществляющих подготовку материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар», которое устанавливает, что утверждение схемы размещения земельного участка относится к компетенции департамента архитектуры и градостроительства. После утверждения схемы границ земельного участка и постановки его на кадастровый учет Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар рассмотрит возможность предоставления испрашиваемого земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что администрацией муниципального образования город Краснодар не приведено оснований, предусмотренных федеральным законодательством, для отказа в предоставлении заявителю земельного участка.

Отменяя эти решения и направляя дело на новое рассмотрение, президиум краевого суда исходил из того, что судом дана неверная оценка установленным по делу обстоятельствам.

По мнению суда кассационной инстанции, суд не учел, что заявитель, в нарушение требований Федерального Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не представил в администрацию обоснование размера предоставляемого земельного участка. Кроме того, суд вышел за пределы предоставленных полномочий, обязав администрацию устранить допущенные в отношении заявителя нарушения и, тем самым, подменил компетенцию органа местного самоуправления.

Президиум краевого суда также указал, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне Ж.2 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) и ОД.2 (Общественно-деловые зоны местного значения) в границах города Краснодар, тогда как в силу статьи 11 Федерального Закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Между тем, из судебных постановлений по настоящему делу усматривается, что указанные обстоятельства были предметом проверки судом первой и апелляционной инстанции и им дана соответствующая оценка.

Отменяя решение суда первой и апелляционной инстанции, президиум краевого суда дал иную оценку уже установленным обстоятельствам.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в постановлении от 11 декабря 2012 года № 29 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства по делу.

При рассмотрении кассационной жалобы суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального и процессуального права.

Иная оценка установленных в суде первой инстанции обстоятельств дела, не может являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по правилам статей 387, 390 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

постановление президиума Краснодарского краевого суда от 24 июля 2013 года отменить, оставив в силе решение Прикубанского районного суда г.

Краснодара от 23 октября 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делаЫ Краснодарского краевого суда от 19 февраля 2013 года.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 18-КГ14-109

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ЗК РФ Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
ЗК РФ Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх