Дело № 2Н-9/09

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Военная коллегия, надзор
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Королёв Леонид Алексеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2Н-909

от 14 апреля 2009 года

 

председательствующего генерал-майора юстиции Соловьёва А.И.

генерал-майора юстиции Королёва Л.А.

Заслушав доклад судьи Королёва Л.А., мнение старшего военного прокурора отдела 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ларгина ПЛ., полагавшего необходимым удовлетворить надзорную жалобу. Военная коллегия

 

установила:

 

и проживает в закры-

Лютый проходит военную службу в г. том военном городке в служебной квартире.

В связи с предстоящим увольнением с военной службы он обратился с рапортом к командиру войсковой части о признании его и членов его семьи нуждающими-

ся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г.

Решением жилищной комиссии войсковой части от 13 февраля 2008 г., ут-

верждённым командиром. Лютому в лом отказано.

Считая указанное решение и действия командира по его утверждению незаконными. Лютый обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать жилищную комиссию признать его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. [скрыто] а командира войсковой части утвердить такое решение.

Кроме того, заявитель просил взыскать с войсковой части [скрыто] в его пользу судебные расходы, состоящие из уплаченной им государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя, всего в размере] [скрыто] рублей.

Решением Южно - Сахалинского гарнизонного военного суда от 24 марта 2008 г. решение жилищной комиссии и действия командира войсковой части [скрыто] признаны незаконными. На должностное лицо и жилищную комиссию возложена обязанность отменить решение от 13 февраля 2008 г. и рассмотреть вопрос о признании заявителя

В1ющимся в жилом помещении для постоянного проживания. С войсковой части в пользу Лютого взыскано] I рублей в счёт возмещения судебных расходов. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 13 мая 2008 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое - об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 30 октября 2008 г. в передаче надзорной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.

В надзорной жалобе, поданной в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, Лютый просит кассационное определение отменить, поскольку судом второй инстанции допущены существенные нарушения норм материального права.

Анализируя положения ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80, заявитель утверждает, что вопрос признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по избранному после увольнения постоянному месту жительства относится к компетенции жилищных комиссий войсковых частей, а не органов местного самоуправления.

По мнению Лютого, выводы суда кассационной инстанции о том, что он обеспечен по месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам и основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения (ст. 51 ЖК РФ) отсутствуют, являются ошибочными.

Ссылаясь на ст. 103, 104 ЖК РФ заявитель полагает, что проживание в специализированном жилом помещении не может служить основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина A.C. от 16 марта 2009 г. надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в Военную коллегию.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы. Военная коллегия находит, что кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, окружной военный суд указал, что Лютый обеспечен по месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам и оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для принятия его на учет нуждающихся в получении жилого помещения не имелось. Признание военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном п. 4

Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 (далее - Правила), и не относится к компетенции жилищных комиссий и командиров войсковых частей.

Однако данные выводы суда кассационной инстанции являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании закона.

Из материалов дела видно, что Лютый, общая продолжительность военной службы которого составляет более 19 лет, проживающий совместно с двумя членами семьи по договору найма служебного помещения в квартире в закрытом военном городке в г.

, в связи с предстоящим увольнением в связи организационно-

штатными мероприятиями, подал рапорт о признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства в г. [скрыто].

В ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и «иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище».

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания п. 1 ч. I ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Полностью согласуются с приведенной нормой Жилищного кодекса РФ. устанавливающей основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, положения подп. «г», «ж» п. 7 Правил, которые к основаниям признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий относят и наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках, а также проживание на служебной жилой площади.

Таким образом, проживание военнослужащего и членов его семьи на служебной жилой площади является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Что касается обеспеченности служебным жилым помещением по нормам, па что ссылается окружной военный суд в своём определении, то тга обстоятельство с учётом требований ст. 51 ЖК РФ не препятствует принятию решения о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилье, поскольку такая обеспеченность

не изменяет статус занимаемого ими жилого помещения, а также правовые основания проживания граждан в тгом помещении.

По вопросу, связанному с тем, кто и в каком порядке признаёт военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, необходимо отметить следующее.

В соответствии с пп. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.. постановка на учёт и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счёт государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нём. определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 1998 г. № 1054 утвердило соответствующие Правила.

Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действовавшей до I января 2005 г.

Между тем в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильём, то в соответствии с пп. 3 и 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей, а также вправе предоставлять военнослужащим право в первоочередном порядке вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять им земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по рассмотрению вопроса о признании нуждающимися в получении жилья военнослужащих означало бы переложение на эти органы несвойственной им функции в той ситуации, когда обязанность по обеспечению жилыми помещениями возложена по закону на федеральные органы.

Таким образом, следует признать, что нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учёту и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г. противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирпо-жеплуатационными

частями (ЮЧ) районов, с ведением списков очередников, карточек учёта жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учёта.

Следовательно, эти органы располагают всей необходимой информацией (имеют возможность её получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.

Действующая редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем другого порядка, кроме изложенного в Правилах, до настоящего времени не определено. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав граждан, установленных федеральным законом.

Вышеизложенные обстоятельства дела и приведенные положения закона указывают на то, что суд кассационной инстанции, вопреки действующему законодательству, регулирующему вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, при разрешении требований Дютого о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства неправильно применил и истолковал закон.

Военная коллегия оценивает эти нарушения норм материального права как существенные, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя Лютого и расценивает их в силу требований ст. 387 ГПК РФ как основание для отмены кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам окружного военного суда.

Руководствуясь ст. ст. 386 - 388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Надзорную жалобу Лютого С Г удовлетворить.

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда от 13 мая 2008 г. по гражданскому делу Лютого С.Г. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить.

Оставить в силе решение Южно - Сахалинского гарнизонного военного суда от 24 марта 2008 г., принятое по заявлению Лютого С.Г. об оспаривании действий командира и решения жилищной комиссии войсковой части , связанных с отказом в признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилою помещения по избранному после увольнения месту жительства.

Подлинное за надлежащими подписями

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Секретарь

Л. Королёв Г.П. Хорняк

Статьи законов по Делу № 2Н-9/09

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
Статья 120. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону
ГПК РФ Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
ЖК РФ Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
ЖК РФ Статья 104. Предоставление служебных жилых помещений

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх