Дело № 203-КГ15-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 января 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Сокерин Сергей Григорьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 203-КГ15-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 21 января 2016 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоСокерина С.Г.,
судейДербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретареЛупянниковой Л.В. в открытом судебном заседании рассмотрела

административное дело по кассационной жалобе представителя командира войсковой части на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 23 января 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 14 апреля 2015 г.

по делу об оспаривании военнослужащим войсковой части старшим прапорщиком Дрогуновым В А действий жилищной комиссии и командира войсковой части , связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

Дрогунову, имеющему выслугу более 14 лет и подлежащему увольнению с военной службы в отставку по пп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе), решением жилищной комиссии от 10 декабря 2014 г. (протокол № 08), утвержденным командиром войсковой части , жилищная субсидия рассчитана с применением поправочного коэффициента 1,85.

Полагая, что при расчете размера жилищной субсидии подлежал применению поправочный коэффициент 2,375, Дрогунов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеназванное решение и обязать жилищную комиссию войсковой части произвести расчет жилищной субсидии с учетом указанного коэффициента, а командира названой воинской части утвердить данное решение и обеспечить выплату жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375. Также заявитель просил суд взыскать с войсковой части судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей, издержек, связанных с оформлением доверенности в размере рублей и оплатой услуг представителя в размере рублей.

Решением Саратовского гарнизонного военного суда от 23 января 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 14 апреля 2015 г., заявление Дрогунова удовлетворено частично.

При этом суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое решение и обязал жилищную комиссию произвести расчет жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375, а командира войсковой части утвердить принятое решение и обеспечить выплату заявителю указанной субсидии в полном объеме, а именно путем доплаты разницы между выплаченной жилищной субсидией и положенной к выплате. Кроме того, суд взыскал с войсковой части в пользу заявителя уплаченную им госпошлину в размере 200 рублей и в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере рублей и рублей за оформление доверенности.

В удовлетворении требования Дрогунова о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя на большую сумму суд отказал.

Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 10 июля 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя командира войсковой части 5204 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе представитель командира войсковой части майор юстиции Рулин СВ., утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 1,85, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно, в надлежащей форме, от участия в рассмотрении дела в кассационном порядке отказались.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии войсковой части от 10 декабря 2014 г. (протокол №8) размер жилищной субсидии Дрогунову В.А. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 1,85 исходя из его общей продолжительности военной службы 14 лет 11 месяцев 18 дней.

Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент, Дрогунов В.А. оспорил решение в гарнизонный военный суд.

Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы в связи с признанием не годными к военной службе, вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы они были уволены с военной службы, то есть 2,375.

С решением гарнизонного военного суда согласился суд апелляционной инстанции.

Такой вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права, что является существенным нарушением, без устранения которого невозможна защита охраняемых законом публичных интересов в сфере бюджетного процесса.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закона «О статусе военнослужащих»), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. № 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.

Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 10 до 15 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.

При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.

Согласно п.11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, Дрогунов В.А. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Дрогунова В.А. Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Саратовского гарнизонного военного суда от 23 января 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 14 апреля 2015 г., принятые по заявлению Дрогунова В А отменить и принять по делу новое решение, которым Дрогунову В.А. в удовлетворении заявления отказать.

С.Г. Сокерин Председательствующий О.А. Дербилов Судьи: А.Н. Замашнюк

Статьи законов по Делу № 203-КГ15-7

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх