Дело № 203-КГ15-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 февраля 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Сокерин Сергей Григорьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 203-КГ15-8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 9 февраля 2016 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоКрупнова И.В.,
судейДербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретареЛупянниковой Л.В. в открытом судебном заседании рассмотрела

административное дело по кассационной жалобе командира войсковой части на решение Самарского гарнизонного военного суда от 29 января 2015 г. и апел­ ляционное определение Приволжского окружного военного суда от 21 апреля 2015 г. по заявлению военнослужащего войсковой части 6622 капитана Насырова Р Л об оспаривании действий жилищной комиссии и командира войсковой части , связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокери­ на С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

Насырову решением жилищной комиссии войсковой части (протокол от 1 декабря 2014 г. № 18), утвержденным командиром названной воинской части, как военнослужащему подлежащему досрочному увольнению с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями и имеющему более 10 лет выслуги, предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения с применением поправочного коэффициента 1,85.

Полагая свои права нарушенными, Насыров обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным такое решение и обязать командира и жи­ лищную комиссию войсковой части отменить в части его касающейся, а также рассчитать жилищную субсидию с применением поправочного коэффици­ ента 2,375.

Самарский гарнизонный военный суд решением от 29 января 2015 г., остав­ ленным без изменения апелляционным определением Приволжского окружного военного суда от 21 апреля 2015 г., требования заявителя Насырова удовлетворил.

Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 5 августа 2015 г. в передаче кассационной жалобы командира войсковой части для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе командир войсковой части , утверждая об от­ несении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный ко­ эффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 1,85, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном за­ седании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кас­ сационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассаци­ онной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по делам военнослужа­ щих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассацион­ ном порядке являются существенные нарушения норм материального или процес­ суального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозмож­ ны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии войсковой части от 1 декабря 2014 г. (протокол № 18) размер жилищной субсидии На­ сырову Р.Л. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 1,85 ис­ ходя из его общей продолжительности военной службы более 14, но менее 16 лет.

Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышен­ ный поправочный коэффициент, Насыров Р.Л. оспорил решение в гарнизонный военный суд.

Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имею­ щие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы в связи с признанием не годными к военной служ­ бе, вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы они были уволены с военной службы, то есть 2,375.

С решением гарнизонного военного суда согласился суд апелляционной ин­ станции.

Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закона «О статусе военнослужащих»), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство га­ рантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме пре­ доставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых по­ мещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых по­ мещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным зако­ ном, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми акта­ ми Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. № 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (да­ лее - Правила).

Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным орга­ ном исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена во­ енная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей про­ должительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанав­ ливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.

Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры по­ правочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 10 до 15 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.

При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Пра­ вил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых со­ ставляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относятся граждане, уволенные с военной службы, общая про­ должительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при уволь­ нении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение пе­ речисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, Насыров Р.Л. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устране­ ния невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по за­ явлению Насырова Р.Л. Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административно­ го судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам воен­ нослужащих

определила:

решение Самарского гарнизонного военного суда от 29 января 2015 г. и апелля­ ционное определение Приволжского окружного военного суда от 21 апреля 2015 г. по делу по заявлению Насырова Р Л отменить и принять по делу новое решение, которым Насырову Р.Л. в удовлетворении заявления отка­ зать.

Председательствующий И.В.Крупное Судьи: О.А.Дербилов С.Г.Сокерин

Статьи законов по Делу № 203-КГ15-8

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Онуфриенко Вячеслав Юрьевич
г. Новосибирск
ответов за неделю: 3
Телефон: +7 903 999-90-68
Телефон: +7 952 292-75-45
Телефон: +7 (950) 783-58-69

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх