Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 17 декабря 2015 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация |
Категория | Дела в отношении военнослужащих |
Докладчик | Крупнов Игорь Владимирович |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 208-КГ15-18
г. Москва | 17 декабря 2015 г. |
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего | Крупнова И.В., |
судей | Дербилова О.А., Замашнюка А.Н. |
при секретаре | Носенко Н.А. в открытом судебном заседании рассмотрела админист |
ративное дело по кассационным жалобам представителей начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жи лищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье») Орловой А.Н. и руководителя Федерального казенно го учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Рос сийской Федерации по Хабаровскому краю» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Хаба ровскому краю») Лебедева С.Г. на решение Благовещенского гарнизонного военно го суда от 21 января 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного ок ружного военного суда от 28 мая 2015 г. по заявлению Хабарова Р П об оспаривании действий руководителя ФГКУ «Востокрегионжилье», связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, при нятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военно служащих
Хабаров Р.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение руководителя ФГКУ «Востокрегионжилье» от 26 ноября 2014 г. № 1129 о предоставлении ему жилищной субсидии с применением при ее расчете поправоч ного коэффициента 2,25 и возложить на должностное лицо обязанность по примене- нию при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375, а на руко водителя ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» - обязанность обеспечить до плату данной субсидии.
Решением Благовещенского гарнизонного военного суда от 21 января 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного ок ружного военного суда от 28 мая 2015 г., заявление удовлетворено. На руководителя ФГКУ «Востокрегионжилье» возложена обязанность произвести заявителю пере расчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375, а на руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» произвести выплату жи лищной субсидии с учетом перерасчета. Судом с ФКУ «УФО МО РФ по Хабаров скому краю» в пользу заявителя взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере рублей.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 21 сен тября 2015 г. в передаче кассационных жалоб представителей ФГКУ «Востокреги онжилье» и ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» для рассмотрения в судеб ном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационных жалобах представители руководителей ФГКУ «Востокреги онжилье» и ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не бы ло учтено судами, просят судебные постановления отменить, в удовлетворении тре бований заявителя отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном засе дании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в касса ционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассацион ных жалоб, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобы подле жащими удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуаль ного права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны вос становление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также за щита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выра зилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решением руководителя ФГКУ «Востокреги онжилье» от 26 ноября 2014 г. № 1129 размер жилищной субсидии Хабарову Р.П. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из его об щей продолжительности военной службы 17 лет 7 месяцев 4 дня. Денежные средст ва на лицевой счет заявителя зачислены 5 декабря 2014 г.
Приказом командующего войсками Дальневосточного военного округа от 16 октября 2009 г. заявитель досрочно уволен с военной службы в связи с организаци- онно-штатными мероприятиями и зачислен в распоряжение. На момент рассмотре ния данного дела в суде из списков личного состава не исключен.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент - 2,375, Хабаров Р.П. оспорил решение в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие об щую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдель ную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправоч ного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закона «О ста тусе военнослужащих»), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федераль ными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложено на Прави тельство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации по становлением от 3 февраля 2014 г. № 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предос тавляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Прави ла).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжи тельности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. - 9 7 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры по правочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории воен нослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составля ет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона «О ста тусе военнослужащих».
» К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относятся граждане, уволенные с военной службы, общая про должительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольне нии с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на во енной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными ме роприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых по мещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение пере численных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по по следнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О во инской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Хабаров Р.П. в период прохождения военной службы при об щей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жи лищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является осно ванием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Хабарова Р.П. Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослу жащих
решение Благовещенского гарнизонного военного суда от 21 января 2015 г. и апел ляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., принятые по заявлению Хабарова Р П , отменить и принять по де лу новое решение, которым Хабарову Р.П. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий И.В. Крупное Судьи: О.А. Дербилов А.Н. Замашнюк