Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 19 января 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация |
Категория | Дела в отношении военнослужащих |
Докладчик | Крупнов Игорь Владимирович |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 208-КГ15-23
г. Москва | 19 января 2016 г. |
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Россий ской Федерации в составе
председательствующего | Крупнова И.В., |
судей | Дербилова О.А., Сокерина С.Г. |
при секретаре | Лупянниковой Л.В. в открытом судебном заседании рассмотре |
ла административное дело по кассационной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное регио нальное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Рос сийской Федерации (далее - ФГКУ «Востокрегионжилье») Орловой А.Н. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г. и апел ляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г. по заявлениям Зыка С В и Парфеновой Н В об оспаривании действий начальника ФГКУ «Востокрегионжи лье», связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строи тельства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп нова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постанов лений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих
Зык СВ. и Парфенова Н.В. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными решений начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 13 ноября 2014 г. № 823 и 3 ноября 2014 г. № 318, соответственно, о предоставлении заявителям жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25, и возложении на руководителя ФГКУ «Востокрегионжи лье» обязанности по применению при расчете жилищной субсидии поправоч ного коэффициента 2,375.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., заявления удовлетворены. На на чальника ФГКУ «Востокрегионжилье» возложена обязанность произвести заявителям перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного ко эффициента 2,375 и обеспечить доплату таковой с учетом ранее выплаченных каждому их них сумм.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 25 сентября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ «Востокреги онжилье», утверждая об отнесении заявителей в силу закона к категории гра ждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителей отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 де кабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в су дебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы касса ционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по делам военно служащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения су дебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом пуб личных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решениями начальника ФГКУ «Вос токрегионжилье» от 13 ноября 2014 г. № 823 и 3 ноября 2014 г. № 318 размер жилищной субсидии Зыку СВ. и Парфеновой Н.В., соответственно, был рас считан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из общей про должительности военной службы Зыка СВ. - 18 лет 2 месяца 20 дней, Парфе новой Н.В. - 18 лет 1 месяц 21 день. Денежные средства на лицевые счета зая вителей зачислены 20 ноября и 12 ноября 2014 г., соответственно.
Приказом командующего 5 армией от 5 декабря 2014 г. Зык СВ. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при казом от 15 января 2015 г. исключен из списков личного состава с 30 января 2015 г.
Приказом командующего 5 армией от 22 декабря 2014 г. Парфенова Н.В. уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятия- ми и приказом от 19 января 2015 г. исключена из списков личного состава с 1 февраля 2015 г.
Удовлетворяя заявления, гарнизонный военный суд в обоснование ука зал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и уволь няемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятия ми, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляци онной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный за кона «О статусе военнослужащих»), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого госу дарство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строи тельство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предос тавления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных на стоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств фе дерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возло жено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федера ции постановлением от 3 февраля 2014 г. № 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Фе дерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе во еннослужащих» (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным ор ганом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотре на военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом об щей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффици ент), устанавливаемый в соответствии с пп. - 9 7 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную служ бу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относятся заявители.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы ко торых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Феде рального закона «О статусе военнослужащих».
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и бо лее, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного воз раста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с ор ганизационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности во енной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с воен ной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помеще ниях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава во инской части.
Таким образом, Зык СВ. и Парфенова Н.В. в период прохождения воен ной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претен довать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толко вании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устра нения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что яв ляется основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановле ний по заявлениям Зыка СВ. и Парфеновой Н.В. Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса администра тивного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по де лам военнослужащих
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г. и апел ляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., принятые по заявлениям Зыка С В и Парфеновой Н В отменить и принять по делу новое решение, которым Зыку СВ. и Парфеновой Н.В. в удовлетворении заявлений отказать.
Председательствующий И.В. Крупное Судьи: О.А. Дербилов СГ. Сокерин