Дело № 21-КГ14-9

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 октября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Гуляева Галина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 21-КГ14-9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 6 октября 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоФролкиной СВ.,
судейГуляевой Г. А. и Кириллова ВС.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 октября 2014 г. гражданское дело по иску Канатчиковой Н В к федеральному казённому учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания», войсковой части о взыскании премий, задолженности по выходному пособию, среднемесячному заработку на период трудоустройства по кассационной жалобе федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» на решение Прохладненского районного суда Кабардино - Балкарской Республики от 21 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино Балкарской - Республики от 13 ноября 2013 г., которыми заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., объяснения представителя ответчика Мартыновой М.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Канатчикова Н.В. обратилась в суд с иском к федеральному казённому учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания», войсковой части о взыскании премий, задолженности по выходному пособию, среднемесячному заработку на период трудоустройства.

В обоснование требований Канатчикова Н.В. указала, что состояла в трудовых отношениях с войсковой частью , в период с 31 декабря 2010 г.

по 31 мая 2011 г. работала в должности , в период с 1 июня 2011 г. по 30 ноября 2012 г. - в должности , с 12 мая по 30 ноября 2012 г. - по внутреннему совместительству на 0,5 ставки должностного оклада на должности . На основании приказа командира войсковой части от 20 ноября 2012 г. № 262 истец была уволена с 30 ноября 2012 г. в связи с ликвидацией организации.

Истец указала, что причитающиеся ей при увольнении выплаты рассчитаны работодателем неправильно, в связи с чем просила суд обязать войсковую часть издать приказ о выплате ей премии за третий квартал 2012 года по занимаемой должности по совместительству на 0,5 ставки в размере рублей, премии за четвёртый квартал 2012 года по основной должности и по занимаемой должности по совместительству на 0,5 ставки пропорционально проработанному в четвёртом квартале времени в размере рублей, премии по итогам 2012 года по основной должности и по второй занимаемой должности по совместительству в размере рублей, взыскать с войсковой части и федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» премию за третий квартал 2012 года по занимаемой по совместительству должности на 0,5 ставки в размере рублей, премию за четвертый квартал 2012 года по основной должности в размере рублей и по занимаемой по совместительству должности в размере рублей, премию по итогам работы за 2012 год по основной должности и по занимаемой по совместительству должности в размере рублей, задолженность по выходному пособию и за второй и третий месяцы трудоустройства в размере рубля копейки.

Представители ответчиков исковые требования не признали.

Решением Прохладненского районного суда Кабардино - Балкарской Республики от 21 августа 2013 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» в пользу Канатчиковой Н.В. премию за третий квартал 2012 г. по совмещённой должности - в размере рублей, премию за четвертый квартал 2012 года по основной должности в размере рублей, по совмещённой должности в размере рублей, премию по итогам работы за 2012 года по основной должности в размере рубля копейки, по совмещённой должности в размере рублей, задолженность по выходному пособию в размере рублей копеек, задолженность по среднему месячному заработку на период трудоустройства за январь 2013 года в размере рубль копеек, за февраль 2013 года в размере рубля копеек.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино - Балкарской Республики от 13 ноября 2013 г.

решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» 25 июня 2014 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Задворновым М.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 27 августа 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Канатчикова Н.В. в период с 31 декабря 2010 г.

по 31 мая 2011 г. работала в войсковой части в должности (т. 1, л.д. 12), с 1 июня 2011 г. по 30 ноября 2012 г. в должности (т. 1, л.д. 20), с 12 мая по 30 ноября 2012 г. работала по внутреннему совместительству на 0,5 ставки должностного оклада в должности (т. 1, л.д. 20).

Приказом командира войсковой части от 20 ноября 2012 г.

Канатчикова Н.В. уволена в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 21).

В период работы в соответствии с приказом работодателя от 23 октября 2012 г. № 881 Канатчиковой Н.В. по основной занимаемой должности была выплачена премия в размере рублей на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» (т. 1, л.д. 34).

При этом Канатчиковой Н.В. не были произведены выплаты премии за работу по совместительству за третий квартал 2012 года, а также выплаты дополнительного материального стимулирования гражданского персонала воинских частей (организаций) Министерства обороны Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г.

№ 1010.

Указанные премии также не были учтены при расчёте её среднего месячного заработка, выходного пособия при увольнении, среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Удовлетворяя требования Канатчиковой Н.В. о взыскании спорных выплат, суд первой инстанции исходил из того, что истец не подвергалась наложению дисциплинарных взысканий, в связи с чем каких-либо оснований для лишения её премий у ответчика не имелось. При этом суд указал, что премии относятся к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и подлежат включению в средний заработок для оплаты выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства.

С данным выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино - Балкарской Республики.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из материалов дела усматривается, что оплата труда истца производилась в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555 «О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооружённых сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.

Указанным положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведённых до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 этого указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава гражданскому и персоналу премий по результатам работы (службы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанного порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

Таким образом, правовые основания для принятия решения о выплате премий и включении в расчёт среднего заработка Канатчиковой Н.В. дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», у суда отсутствовали.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Канатчиковой Н.В. отказать.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Прохладненского районного суда Кабардино - Балкарской Республики от 21 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино - Балкарской Республики от 13 ноября 2013 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Канатчиковой Н В к федеральному казённому учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания» о взыскании премий, задолженности по выходному пособию, среднемесячному заработку на период трудоустройства отказать.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 21-КГ14-9

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ТК РФ Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
ТК РФ Статья 135. Установление заработной платы

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх