Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 5 декабря 2012 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Хаменков Владимир Борисович |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №22-АПГ12-6
от 5 декабря 2012 года
председательствующего Пирожкова В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации Северо-Осетинского Республиканского общественно-благотворительного фонда «Синтар» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц по апелляционной жалобе Северо-Осетинского Республиканского общественно-благотворительного фонда «Синтар» на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2012 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания Бекузарова Г.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
судей
Хаменкова В.Б. и Калининой Л.А.,
при секретаре
Тихонове М.Д.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания обратилось в суд с заявлением о ликвидации Северо-Осетинского Республиканского общественно-благотворительного фонда «Синтар» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с неоднократными и грубыми нарушениями федерального законодательства, а также осуществлением Фондом деятельности, не соответствующей его уставным целям. Кроме того представленные суду протоколы Конференции, заседаний Попечительского совета и акты контрольно-ревизионной комиссии сфальсифицированы единолично вице-президентом Фонда, что свидетельствует об отсутствии органов управления Фонда и является основанием для ликвидации организации.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2012 года заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания удовлетворено, СевероОсетинский Республиканский общественно-благотворительный фонд «Синтар» ликвидирован, данные о нем исключены из Единого государственного реестра юридических лиц.
Северо-Осетинский Республиканский общественно-благотворительный фонд «Синтар» в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).
При этом согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьёй 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными
документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В силу требований статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации Северо-Осетинского Республиканского общественно-благотворительного фонда «Синтар» (далее - Фонд), суд обоснованно исходил из того, что деятельность названной организации осуществлялась с неоднократными и грубыми нарушениями норм законодательства.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).
К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение благотворительных программ; утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).
Согласно пункту 7.1 Устава Фонда, высшим руководящим органом Фонда является Конференция, которая проводится не реже одного раза в пять лет и решает любые вопросы деятельности Фонда. Конференция правомочна если на ней присутствуют более половины избранных участников, а решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих на Конференции делегатов, за исключением случаев, особо оговоренных в Уставе (пункт 7.3 Устава фонда).
Как видно из материалов дела и установлено судом, при проведении УМЮ РФ по РСО-Алания проверки деятельности Фонда последним был представлен протокол Конференции от 15 мая 2009 г., согласно которому на Конференции присутствовало 27 человек, голосовавших по следующим вопросам повестки дня: заслушивание и утверждение отчета о работе Правления Фонда за период с 2003 г. по 2008 г.; заслушивание и утверждение отчета о работе Контрольно-ревизионной комиссии Фонда за период с 2003 по 2008 годы; заслушивание и утверждение отчета о работе Попечительского совета Фонда за период с 2003 г. по 2008 г.; избрание Контрольно-ревизионной комиссии Фонда на 2009 г. - 2014 г.; избрание Правления Фонда на 2009-2014 годы; избрание Попечительского совета Фонда на 2009-2014 годы.
Между тем, в судебном заседании суда первой инстанции вице-президент СОРОБФ «Синтар» [скрыто] пояснил, что иные заседания Конференции Фонда за период с 2004 г. по 2012 г. не проводились; заседание Конференции от 15 мая 2009 г. было проведено им единолично, как учредителем, в отсутствие иных участников Фонда, которых он в последующем ставил в известность о принятых на Конференции решениях; голосование по всем вопросам повестки дня Конференции осуществлялось им как вице-президентом Фонда единолично; протокол заседания Конференции от 15 мая 2009 г. был составлен им самостоятельно; Правление фонда не определяло норму представительства и порядок избрания участников Конференции от 15 мая 2009 г.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 7.3 Устава фонда
Конференция от 15 мая 2009 г. не проводилась в необходимом количественном составе, а принятие голосованием решений по повестке дня Конференции не соответствует требованиям указанных актов.
Кроме того, в нарушение пункта 7.4 Устава Фонда порядок избрания участников Конференции и норма их представительства Правлением Фонда не определялась.
Пунктом 7.6 Устава Фонда предусмотрено проведение общего собрания не реже одного раза в год.
Однако, в нарушение требований Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и Устава Фонда за период с 1 января 2009 г. по 1 января 2012 г. проведено одно заседание правления (Президиума) СОРОБФ «Синтар», состоявшееся 14 декабря 2009 г.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Порядок формирования и деятельности Попечительского совета фонда определяется уставом Фонда, утвержденным его учредителями.
Согласно пункту 8.1 Устава Фонда Попечительский совет избирается Конференцией сроком на 5 лет, руководство Попечительского совета осуществляет председатель, избираемый на заседании Попечительского совета сроком на 5 лет (пункт 8.3 Устава Фонда).
Судом установлено, что в нарушение положений Устава Фонда председателем и секретарем Попечительского совета Фонда были избраны лица, которых Конференция фонда 15 мая 2009 г. не избирала в его состав.
Кроме того акты проверки Контрольно-ревизионной комиссии Фонда от 25 декабря 2009 г., от 25 декабря 2010 г., от 25 декабря 2011 г., подписанные
КИ [скрыто] и [скрыто] 1 были составлены
единолично [скрыто]
В судебном заседании свидетели [скрыто] и [скрыто]
пояснили, что акты проверки Контрольно-ревизионной комиссии СОРОБФ «Синтар» от 25 декабря 2009 г., от 25 декабря 2010 г., от 25 декабря 2011 г. они не подписывали, участия в заседаниях Контрольно-ревизионной комиссии фонда не принимали.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о неосуществлении Фондом «Синтар» контроля за своей финансово-хозяйственной и уставной деятельностью в 2009 - 2011 годах.
Фондом представлены программы по организации уставной деятельности фонда на 2009-2011 годы, в которых отсутствуют смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), этапы и сроки их реализации, что, как правильно указал суд, свидетельствует об их отсутствии и нарушении требований пункта 2 статьи 17 Федерального закона
от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» программы по организации уставной деятельности Фонда на 2009, 2010 и 2011 годы, представленные ответчиком как благотворительные, не утверждены высшим органом управления СОРОБФ «Синтар» - Конференцией Фонда.
Судом также установлено, что Фондом используется печать и фирменные бланки с незарегистрированной символикой, что противоречит положениям статьи 24 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Кроме того на фирменном бланке СОРОБФ «Синтар» изображена символика политической партии «Единая Россия», право на использование которой Фонд не имеет, что подтверждается письмом руководителя СевероОсетинского Регионального отделения политической партии «Единая Россия» от 20 июля 2012г.
Разрешая дело, суд установил, что в 2009, 2010 и 2011 годах Фонд не публиковал отчет об использовании своего имущества, а также не представил доказательства обеспечения доступности ознакомления с ним, тем самым, нарушив требования статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», части 5 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Согласно пункту 6.1 Устава Фонда, участниками СОРОБФ «Синтар» могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица -общественные объединения, признающие Устав Фонда, чья заинтересованность в совместном решении задач Фонда оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями (от граждан) или решениями руководящих органов (от юридических лиц - общественных объединений).
В силу пункта 6.5 Устава Фонда участие в СОРОБФ «Синтар» может быть прекращено в результате добровольного выхода участника из Фонда по личному заявлению либо в результате исключения из Фонда за действия, несовместимые с целями и задачами Фонда, дискредитирующие звание его участника, а также за нарушение Устава Фонда.
Из содержания отчетов о деятельности Фонда и сведений о персональном составе его руководящих органов за 2009-2011 годы, направленных в адрес УМЮ РФ по РСО-Алания, судом установлено, что количественный состав участников (членов) Фонда составляет 27 человек.
Между тем, суду не были представлены индивидуальные заявления физических лиц об участии в Фонде и личные заявления граждан о выходе из состава участников Фонда, ввиду их отсутствия, что указывает о допущенных Фондом нарушениях статей 8, 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и положений пунктов 6.1., 6.5. Устава Фонда.
Кроме того Фондом при учреждении 14 декабря 2009 г. ООО «Магазин «Медовый» при обособленном подразделении «Альянс» допущены нарушения действующего законодательства, поскольку решение о создании хозяйственного общества принято не Конференцией Фонда, как регламентировано пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а коллегиальным органом - Президиумом, что не предусмотрено Уставом Фонда.
Нашел в судебном заседании свое подтверждение и факт отсутствия в СОРОБФ «Синтар» регистров бухгалтерского учета и первичных учетных документов о финансово-хозяйственной деятельности Фонда в 2009-2011 годах (расходование денежных средств на оказание материальной помощи гражданам и юридическим лицам, организацию благотворительных мероприятий, поездок на озеро Аушигер Кабардино-Балкарской Республики и т.д.), что является грубым нарушением требований пункта 3 статьи 4, пункта 4 статьи 15 Федерального Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта первого статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Конференцией Фонда не утверждался годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс на 2009-2011 годы.
Кроме того, судом установлено отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности Фонда, что противоречит положениям статей 5, 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82 - ФЗ «Об общественных объединениях».
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о неправомерности включения в штатное расписание Фонда граждан [скрыто]., [скрыто] поскольку указанные лица не вправе
осуществлять свою деятельность в Фонде за плату.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание вышеперечисленные нарушения в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что допущенные Фондом нарушения законодательства Российской Федерации являлись неоднократными и грубыми, что является основанием для ликвидации данного общественного объединения в соответствии с требованиями статьи 61 Гражданского кодекса
Российской Федерации и статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует материалам дела, требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы суда, суду не представлено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, Верховным судом Республики Северная Осетия-Алания установлены правильно. Всем представленным доказательствам, касающимся деятельности Фонда, суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации нет.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 26 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СевероОсетинского Республиканского общественно-благотворительного фонда «Синтар» - без удовлетворения;_