Дело № 24-Г11-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 20 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №24-Г11-7

от 20 июля 2011 года

 

председательствующего Меркулова В. П., судей Калининой Л.А., Борисовой Л.В. при секретаре Аверине А. В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Президента Республики Адыгея Гильдельбаум М.В., просившей решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия

 

установила:

 

согласно подпунктам 1-9 пункта 1 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утверждённых указом Президента Республики Адыгея от 11 апреля 2008 г. №29 (далее - Правила), данные Правила определяют порядок исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Адыгея: на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения; на период профессиональной подготовки, повышения квалификации или стажировки; на

период нахождения в служебной командировке; при увольнении с государственной гражданской службы Республики Адыгея; на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Адыгея (недопущении к исполнению должностных обязанностей); на период проведения служебной проверки; в случае прекращения служебного контракта в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине; на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

Согласно подпункту 2 пункта 2 Правил исчисление денежного содержания гражданского служащего осуществляется исходя из установленных в соответствии с частями 2 и 4 статьи 24 Закона Республики Адыгея «О государственной гражданской службе Республики Адыгея»:

1) месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Республики Адыгея и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего;

2) дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Пункт 3 Правил гласит, что в случаях, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6 и 7 пункта 1 данных Правил, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных абзацами «а» - «г» подпункта 2 пункта 2 данных Правил.

Прокурор Республики Адыгея обратился в Верховный Суд Республики Адыгея с заявлением о признании противоречащим пункта 3 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики, утверждённых указом Президента Республики Адыгея от 11 апреля 2008 г. № 29, сославшись на его противоречие части 2 статьи 32, части 2 статьи 50, части 7 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и части 2 статьи 14.1, части 2 статьи 24 Закона Республики Адыгея от 4 августа 2005 г. № 352 «О государственной гражданской службе Республики Адыгея».

В обоснование заявления указал, что формулировка пункта 3 Правил исключает возможность выплаты государственным гражданским служащим Республики Адыгея премий за выполнение особо важных и сложных заданий как в период отстранения от занимаемой должности в связи с урегулированием конфликта интересов или проведением служебной проверки, так и за весь предшествующий период работы.

Таким образом, по мнению прокурора, пункт 3 Правил позволяет не выплачивать гражданским служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий за предшествующий отстранению от должности отработанный период, в частности, по итогам работы за год, в то время как выплата такой премии предусмотрена пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктом 4 части 4 статьи 24 Закона Республики Адыгея от 4 августа 2005 г.

Президент Республики Адыгея возражая против удовлетворения заявления прокурора, считал, что оспариваемое им правовое регулирование установлено в рамках компетенции главы Республики Адыгея, по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, уровень правовых гарантий в области оплаты труда, установленных законодательством о государственной службе, не снижает.

Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 11 мая 2011 г. прокурору Республики Адыгея отказано в удовлетворении заявления.

В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое решение, которым признать противоречащим оспариваемое им положение регионального нормативного правового акта и таким образом удовлетворить заявление прокурора Республики Адыгея.

Относительно кассационного представления Президентом Республики Адыгея поданы возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.

Отказывая прокурору Республики Адыгея в удовлетворении заявления, суд правильно счёл пункт 3 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Адыгея, утверждённых указом Президента Республики Адыгея от 11 апреля 2008 г. № 29, соответствующим федеральному законодательству.

Как следует из текста оспариваемого акта, предмет его регулирования составляют общественные отношения в области оплаты труда государственных гражданских служащих, основы которых регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет

профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно статье 32 данного Федерального закона представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего: появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда); привлечённого в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на всё время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего.

В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 50 этого же Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее -должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее -оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного

содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент). Гражданским служащим производятся другие выплаты,

предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 7 статьи 51 этого же Федерального закона порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учётом положений данной статьи.

Определение размеров и условий оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом (пункт 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведённых положений федерального законодательства суд обоснованно пришёл к выводу о том, что Президент Республики Адыгея, самостоятельно определяя порядок назначения и условия выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий как дополнительной выплаты в составе денежного содержания государственных гражданских служащих республики, в отношении которых он является представителем нанимателя, действовал правомерно.

Учитывая особенности правовой природы премии как стимулирующей выплаты, Судебная коллегия соглашается с суждениями суда первой инстанции о том, что её невыплата не может рассматриваться как снижение уровня правовой гарантий государственного служащего, предусмотренных статьёй 32 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы», на чём настаивает прокурор.

Во всяком случае, положений, отменяющих либо ограничивающих права государственных гражданских служащих, предусмотренные названной федеральной нормой, оспариваемый пункт 3 Правил не содержит, а потому у суда нет оснований для выводов о его несоответствии федеральному законодательству.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Адыгея от 11 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационное представление участвующего в деле прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Адыгея - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 24-Г11-7

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
ответов за неделю: 7
Телефон: WhatsApp: +79627437356
Телефон: 9060684949


Загрузка
Наверх