Дело № 25-В09-24

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 декабря 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №25-В09-24

от 24 декабря 2009 года

 

судей Гуляевой Г.А., Корчашкиной Т.Е. рассмотрела в судебном заседании в порядке надзора гражданское дело по

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя ЗАО «СИА ИНТЕРНЕИШНЛ ЛТД» Мякишевой А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 387, 390, 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Виноградская Н.В. обратилась в суд с иском к Астраханскому областному территориальному фонду обязательного медицинского страхования. Министерству здравоохранения в Астраханской области и ЗАО «СИА ИНТЕРНЕИШНЛ ЛТД» о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов и медицинское обследование, ссылаясь на то, что её супруг Виноградский А.В. в период несения военной службы на Семипалатинском ядерном полигоне получил лучевую болезнь и с 1998 г. по

иску Виноградской [скрыто]

[скрыто] к Астраханскому областному

 

установила:

 

2007 г. страдал тяжелым заболеванием головы. Ему были назначены лекарственные препараты «депакин хроно», «ронколейкин», «темодал» и выдавались рецепты на их бесплатное приобретение. Однако Министерство здравоохранения Астраханской области не всегда заказывало эти препараты через Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в связи с чем, чтобы не допустить перерыва в приеме лекарств, она за счет собственных денежных средств приобретала указанные препараты. Просила взыскать с ответчиков солидарно [скрыто] руб. Ответчики иск не признали.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 марта 2009 г. в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 мая 2009 г. решение суда отменено и постановлено новое решение, которым с Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Виноградской Н.В. взыскано [скрыто] руб.

В надзорной жалобе Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования просит отменить состоявшееся по делу определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 мая 2009 г.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2009г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009г. передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела следует, что судом кассационной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.

В силу пункта 5 статьи 6.3 этого же Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Указанный порядок установлен приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 328.

Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно пункту 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

При этом статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что с 1 января 2008г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации.

В этой связи, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно

осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с Фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.

Между тем, при рассмотрении дела, суд кассационной инстанции возложил ответственность по возмещению расходов, произведенных истицей в связи с приобретением необходимых для лечения супруга-инвалида лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, на Астраханский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования, хотя фармацевтической организацией, на которую в данном случае были возложены функции по обеспечению лекарственными средствами граждан, является ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным изменить определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 мая 2009 г. в части взыскания с Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в пользу Виноградской [скрыто]

[скрыто] руб. и государственную пошлину в сумме [скрыто] руб. и взыскать указанные суммы с ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД».

Руководствуясь ст. ст. 387, 390, 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 мая 2009 г. изменить.

Взыскать с ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» в пользу Виноградской

[скрыто] руб. и государственную пошлину в сумме

В остальной части определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 13 мая 2009 г. оставить без

Статьи законов по Делу № 25-В09-24

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 391. Вступление в законную силу постановления или определения суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх