Дело № 29-АПГ12-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 сентября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №29-АПГ12-3

от 24 сентября 2012 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И. и Хаменкова В.Б., при секретаре Завражнове М.Ю.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Пензенского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Самойлова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Избирательной комиссии Пензенской области Климухина А.Н. и Сурковой Г.Ю., представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., представителя избирательного объединения Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»

Панфилова A.A., представителя избирательного объединения Политическая партия «Демократическая партия России» Смирнова В.Н., представителя избирательного объединения Всероссийская политическая партия «Народная партия России» Петриенко В.А., представителей избирательного объединения Политическая партия «Коммунисты России» Константинова В.А. и Жуковой И.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

6 июля 2012 г. Законодательным Собранием Пензенской области принято постановление № 1260-48/4 ЗС, которым на 14 октября 2012 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Пензенской области от 23 августа 2012 г. № 48/300-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, выдвинутый Пензенским областным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Постановлением Избирательной комиссии Пензенской области от 23 августа №48/298-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, выдвинутый Пензенским областным отделением политической партии «Коммунисты России».

Постановлением Избирательной комиссии Пензенской области от 23 августа 2012г. № 48/299-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, выдвинутый Политической партией «Российская экологическая партия «Зеленые».

Постановлением Избирательной комиссии Пензенской области от 28 августа 2012 г. № 49/308-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, выдвинутый Политической партией «Демократическая партия России».

Постановлением Избирательной комиссии Пензенской области от 28 августа 2012 г. № 49/309-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, выдвинутый Всероссийской политической партией «Народная партия России».

Постановлением Избирательной комиссии Пензенской области от 28 августа 2012 г. № 49/310-5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, выдвинутый региональным отделением в Пензенской области Всероссийской Политической партией «Партия пенсионеров России».

Избирательное объединение Пензенского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с заявлениями об отмене указанных постановлений Избирательной комиссии Пензенской области о регистрации областных списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, выдвинутых Пензенским областным отделением Политической партии «Коммунисты России», Политической партией «Российская экологическая партия «Зеленые», Политической партией «Демократическая партия России», Всероссийской политической партией «Народная партия России», региональным отделением в Пензенской области Всероссийской политической партии «Партия пенсионеров России», ссылаясь на несоблюдение Избирательной комиссией Пензенской области (далее - избирательная комиссия) единых требований, предъявляемых к содержанию, структуре и формированию областного списка кандидатов. Кроме того, избирательной комиссией не учтено отсутствие в списках минимально установленного частью 5 статьи 37 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 949-ЗПО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» числа подлежащих выдвижению региональных групп.

По мнению заявителя, допущенные названными избирательными объединениями нарушения при формировании списков кандидатов, зарегистрированных избирательной комиссий Пензенской области для участия в избирательной кампании, в силу требований подпункта 6.1 пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 2.1 части 21 статьи 39 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 949-ЗПО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» являются основанием для отказа в регистрации данных списков.

Определением судьи Пензенского областного суда от 30 августа 2012 г. гражданские дела по заявлениям избирательного объединения Пензенское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Представители Избирательной комиссии Пензенской области заявленные требования не признали, пояснив, что выдвижение областных списков кандидатов в депутаты и регистрация данных списков произведены в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Пензенской области. Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа по решению избирательной комиссии в регистрации как кандидатов, указанных в областных списках, так и самих списков кандидатов в депутаты. Основания, по которым заявитель просит суд отменить постановления избирательной комиссии и полагает, что избирательная комиссия должна была

отказать в регистрации списков кандидатов в депутаты, не предусмотрены ни федеральным, ни законодательством субъекта Российской Федерации.

Представители Пензенского областного отделения Политической партии «Коммунисты России», Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», Политической партии «Демократическая партия России», Всероссийской политической партии «Народная партия России», регионального отделения в Пензенской области Всероссийской политической партии «Партия пенсионеров России» просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку считают, что не нарушили требования законодательства при формировании списков кандидатов.

Решением Пензенского областного суда от 4 сентября 2012 г. отказано в удовлетворении заявлений избирательного объединения Пензенское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В апелляционной жалобе избирательное объединение Пензенское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель регионального отделения в Пензенской области Всероссийской Политической партии «Партия пенсионеров России».

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного закона неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Закрепленное статьей 32 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления как одно из неотчуждаемых прав гражданина реализуется в порядке и формах, предусмотренных избирательным законодательством, и может осуществляться гражданами Российской Федерации, в том числе в составе политических партий как основных коллективных участников избирательного процесса.

Именно деятельностью политических партий, как следует из статьи 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждого на объединение, и ее статьи 13 (части 1, 3 и 4), предусматривающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных

объединений перед законом, во взаимосвязи со статьей 32 Конституции Российской Федерации, опосредовано осуществление избирательных прав граждан.

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 71, пункт «в»; статья 72, пункт «б» части 1, Конституции Российской Федерации). По смыслу данных положений во взаимосвязи с положениями статей 5 (части 2 и 3), 71 (пункты «г», «о»), 72 (пункт «н» части 1), 76 и 77 Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации имеют собственное избирательное законодательство, на основе которого проводятся выборы в их законодательные (представительные) органы государственной власти и обеспечиваются избирательные права граждан применительно к указанному уровню выборов. Соответствующий закон субъекта Российской Федерации выступает при этом в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, реализуемых ими при формировании органа народного представительства данного субъекта Российской Федерации.

Такое регулирование не является регулированием прав и свобод человека и гражданина в смысле статьи 71 (пункт «в»), оно носит вторичный характер и производно от базового, устанавливаемого - в соответствии с принципом единства системы правового регулирования избирательных прав, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 76 Конституции Российской Федерации, - Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), который, как нормативный правовой акт общего действия, затрагивающий основополагающие вопросы организации и проведения выборов, определяет права и обязанности участников избирательных правоотношений, в том числе закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации и обеспечению избирательных прав граждан, осуществляя тем самым разграничение этих полномочий.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, регламентируя вопросы проведения выборов на основе пропорциональной избирательной системы, в том числе в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в статье 38, закрепляющей порядок регистрации списков кандидатов, не устанавливает требований, касающихся формирования этих списков, в частности, не определяется число региональных групп кандидатов, на которое должен быть разбит список кандидатов и не предусмотрено каким территориям должны соответствовать такие региональные группы, - данные вопросы применительно к выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются законом субъекта Российской Федерации.

В Пензенской области таким законом является принятый законодательным Собранием Пензенской области Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 949-ЗПО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» (далее - Закон от 22 декабря 2005 г. № 949-ЗПО) устанавливающий порядок организации и проведения выборов гражданами Российской Федерации депутатов Законодательного Собрания Пензенской области.

Согласно статье 36 Закона от 22 декабря 2005 г. № 949-ЗПО Законодательное Собрание Пензенской области состоит из 36 депутатов, из которых половина (18 депутатов) избирается по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Пензенской области и зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и указанным Законом, на общее число (18) одномандатных избирательных округов. Другая половина (18 депутатов) избирается по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты Законодательного Собрания (далее - областные списки кандидатов), выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с действующим законодательством.

Частью 5 статьи 37 Закона от 22 декабря 2005 г. № 949-ЗПО установлено, что областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, выдвинутый избирательным объединением, должен быть разделен на общеобластную часть и на региональную часть, состоящую из региональных групп, соответствующих территориям одного или нескольких одномандатных избирательных округов. При этом должно быть указано, какой территории областного избирательного округа соответствует каждая из региональных групп областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания. Разделение областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания на региональные группы, соответствующие не граничащим между собой территориям, не допускается.

Число региональных групп областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания определяется избирательным объединением, выдвинувшим областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, и не может составлять менее одной второй от числа одномандатных избирательных округов.

Общеобластная часть областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания может включать в себя не более 5 кандидатов. Каждая из региональных групп областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания должна включать в себя не менее 2 кандидатов.

Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 30 мая 2012 г. № 1227-47/4 ЗС утверждена схема одномандатных избирательных

округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва.

Рассматривая настоящее дело, суд, проанализировав нормы приведенного выше законодательства, положения Закона Пензенской области от 2 ноября 2004 г. № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области», содержащего описание границ города Пензы, пришел к выводу о том, что город Пенза, обладающий статусом городского округа, состоит из 4 районов: Октябрьский район г. Пензы (часть территории которого входит в одномандатный избирательный округ № 7) и Железнодорожный район г. Пензы (часть территории которого вместе с г. Заречный входит в одномандатный округ № 8), являются граничащими между собой территориями, что не оспаривалось заявителем в судебном заседании, а также лицами, участвующими в деле.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что региональные группы № 4 во всех пяти избирательных объединениях, указанных заявителем, в областных списках кандидатов в депутаты сформированы по избирательным округам № 7 и № 8 с граничащими между собой территориями, т.е. разделение областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания на региональные группы не противоречит положениям части 5 статьи 37 Закона Пензенской области от 2 ноября 2004 г. № 690-ЗПО.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, поскольку он основывается на нормах материального права, сделан в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

При указанных обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пензенского об изменения, апелляционну областное отделение П Российской Федерации»

Председательствующий

Суд

стного суда от 4 сентября 2012 г. оставить без жалобу избирательного объединения Пензенское измческой партии «Коммунистическая партия [скрыто] чтдовлетворения.

Статьи законов по Делу № 29-АПГ12-3

Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх