Дело № 3-Г09-21

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 октября 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №3-Г09-21

от 21 октября 2009 года

 

председательствующего В.П.Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании недействующей со дня принятия ст. 1 Закона Республики Коми «О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия» от 17 марта 1997 года № 20-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2002 года № 19-РЗ

по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Верховного Суда Республики Коми от 17 июля 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

и.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ст. 1 Закона Республики Коми «О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия» от 17 марта 1997 года № 20-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2002 года № 19-РЗ, ссылаясь на то, оспариваемой нормой возраст для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия снижен исключительно гражданам, имеющим постоянное место жительства в сельских населенных пунктах и занимающихся охотой, а также членам семей оленеводов, что противоречит положениям ст. 13 Федерального закона «Об оружии», не предусматривающим право субъекта по снижению возраста гражданам для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия в зависимости от их места жительства, рода занятий, социального статуса.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 17 июля 2009 года постановлено: заявление и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия ст. 1 Закона Республики Коми «О снижении возраста гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия» от 17 марта 1997 года № 20-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2002 года № 19-РЗ оставить без удовлетворения.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

В судебное заседание на рассмотрение дела по кассационной жалобе представители Главы и Государственного Совета Республики Коми не явились, о месте времени заседания они извещены надлежащим образом, их неявка в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в кассационном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми снижен до 16 лет возраст для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Коми, имеющим постоянное

место жительства в сельских населенных пунктах и занимающимся охотой, а также членам семей оленеводов.

Анализ оспариваемой нормы свидетельствует о том, что снижение возраста для получения разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для вышеуказанных категорий граждан, прежде всего, обусловлено осуществлением ими традиционного природопользования, ведением традиционного образа жизни и традиционного хозяйствования

Согласно статье 13 Федерального закона «Об оружии» право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, произвольное расширение круга лиц, которым может быть представлено право для получения разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, и распространение его на всех без исключения достигших шестнадцатилетнего возраста граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Коми, не отвечает интересам общественной безопасности в республике.

Вывод суда об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в ряде постановлений и определений (постановления от 3 мая 1995 года № 4-П, от 27 апреля 2001 года № 7-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, Определения от 7 июня 2001 года № 141-0, от 8 апреля 2004 года № 167-0, от 24 ноября 2005 года № 424-0, от 17 октября 2006 года № 432-0, от 2 ноября 2006 года № 563-0, в соответствии с которыми конституционный принцип равенства не препятствует установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, что применимо и к возможности введения республиканским законодателем специального возрастного критерия для разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Коми, имеющих постоянное место жительства в сельских населенных пунктах и занимающихся охотой, а также членов семей оленеводов.

Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают выводов суда.

Действительно, ст. 13 Федерального закона «Об оружии» прямо не указывает на возможность определения категорий граждан Российской Федерации, в отношении которых может быть снижен возраст для получения разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, но не содержит и запрета на такое определение.

Ссылка в кассационном представлении на нарушение при принятии Закона Республики Коми положений пункта "м" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации, нельзя признать обоснованной, так как, несмотря на отнесение вопросов определения порядка продажи и покупки оружия к исключительным полномочиям Российской Федерации, законодатель Республики Коми действовал в пределах отведенных ему полномочий федеральным законом в вопросе снижения возраста.

Доводы о том, что ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, нельзя в данном случае признать обоснованными.

Оспариваемая норма Закона Республики Коми не содержит положений о каких-либо ограничениях прав граждан, а устанавливает в рамках полномочий, закрепленных Федеральным законом, право отдельных несовершеннолетних граждан на получение разрешения на хранение и ношение или хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационном представлении, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Коми от 17 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвующего в

Статьи законов по Делу № 3-Г09-21

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх