Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 19 января 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Категория | Экономические дела |
Докладчик | Пронина Марина Владимировна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 301-КГ15-17890
г. Москва | 19 января 2016 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу открытого акционерного общества «ТГК-16» от 18.11.2015 № 119-06/75 на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2015 по делу № А43-32436/2014, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.09.2015 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества «ТГК-16» (далее – общество «ТГК-16») к Приволжскому управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление) о признании незаконными действий и предписания от 30.10.2014 № 1-08/313 (согласно уточнениям, принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Приволжская транспортная прокуратура, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
решением Нижегородской области от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.09.2015, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным пункта 1 предписания от 30.10.2014 № 1-08/313. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе обществом «ТГК-16» ставится вопрос об отмене принятых судебных актов в части отказа в удовлетворении требований со ссылкой на нарушение норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, по результатам внеплановой документарной проверки филиала общества «ТГК-16» «Казанская ТЭЦ-3» на предмет соблюдения последним действующего законодательства при осуществлении погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте управлением было выдано предписание от 30.10.2014 1-08/313. № Указанным предписанием управление возложило на общество «ТГК-16» обязанность в срок до 01.12.2014 устранить выявленные нарушения путем проведения аттестации ответственного руководителя и работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемого вида деятельности по программе организация погрузочно-разгрузочной работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте в соответствии с требованиями пункта 4 Положения о лицензировании ПРД применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; разработки Инструкции о порядке обслуживания пути необщего пользования в соответствии с пунктом 1.7 приказа МПС России от 18.06.2003 26; № проведения проверки продольных профилей в соответствии с требованиями пункта 1.7 приказа МПС России от 18.06.2003 26. № Указывая на нарушение управлением процедуры проведения проверки юридического лица, превышение установленных законодательством полномочий, вынесение незаконного предписания, общество «ТГК-16» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды нижестоящих инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также законов, подлежащих применению по данному делу, удовлетворили требования общества в части признания недействительным пункта 1 предписания, поскольку общество не имеет лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и не обращалось в уполномоченный орган за получением такой лицензии.
Возложение на общество обязанности по проведению аттестации ответственного руководителя и работников по осуществлению лицензируемого вида деятельности в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте судами признано преждевременным.
В удовлетворении требований в части признания недействительными пунктов 2, 3 предписания от 30.10.2014 1-08/313 № отказано.
При этом суды исходили из обязанности филиала общества «ТГК-16» «Казанская ТЭЦ-3», как пользователя железнодорожных путей, иметь в наличии инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, предусмотренную Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 26. № Кроме того суды указали, что в силу пункта 7 Приложения № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», организация работ по инструментальной проверке плана и профиля железнодорожных путей, изготовлению соответствующей технической документации, а также составлению масштабных и схематических планов железнодорожных станций осуществляется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Проверка продольных профилей проводится один раз в 10 лет.
Доказательств проведения указанной проверки продольных профилей в течение 10 лет обществом «ТГК-16» не представлено.
Суды также отклонили довод заявителя о том, что проведенная проверка была внеплановой, выездной, требующей согласования с органами прокуратуры, поскольку не было представлено доказательств выхода сотрудников управления на территорию филиала общества в дни проверки (29 и 30.10.2014). На акте проверки и предписании имеются штампы регистрации входящей корреспонденции филиала общества.
Несостоятельным является довод заявителя об отсутствии у управления полномочий на проведение проверки.
В силу статьи 20.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» государственный надзор в области железнодорожного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236 утверждено Положение о федеральном государственном транспортном надзоре, в соответствии с которым федеральный государственный транспортный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами. Согласно пункту 5 названного постановления к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного транспортного надзора, в том числе с организацией и проведением проверок субъектов надзора, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных, в частности, статьей 20.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Существенных нарушений при проведении внеплановой документарной проверки в отношении филиала общества «ТГК-16» «Казанская ТЭЦ-3», которые могли бы повлечь ущемление прав общества «ТГК-16» и признание результатов проверки недействительными, судами в данном случае не установлено.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом исследования и оценки судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации.
отказать открытому акционерному обществу «ТГК-16» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации М.В. Пронина