Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 15 февраля 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Категория | Экономические дела |
Докладчик | Пронина Марина Владимировна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 302-КГ15-19490
г. Москва | 15 февраля 2016 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучив кассационную жалобу Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.12.2015 № 01-07/03/8694 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2015 по делу № А19-5137/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2015 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества «Научно- производственная корпорация «Иркут» (далее – общество) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 5 (далее – фонд) о признании незаконными решений от 20.02.2015 6 78 № и № в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 196 286 рублей 87 копеек (пункт 2).
решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.05.2015, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе фондом ставится вопрос об отмене принятых судебных актов о признании незаконными решения от 20.02.2015 № 6 и решения от 20.02.2015 78 № в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 196 286 рублей 87 копеек и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, взыскании расходов по уплате государственной пошлины со ссылкой на нарушение норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, основанием для принятия оспариваемых решений послужил выводы фонда о неправомерном исчислении обществом размера единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, с учетом районного коэффициента 1,3, установленного постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 9 № «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области».
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» предусмотрено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам в районах и местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случаях, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные в районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (действовало до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлялось право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой Администрации Иркутской области принято постановление от 28.01.1993 № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», которым введен районный коэффициент 1,3.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2008 № 66-Г08-1 подтверждена законность принятого постановления, признано, что размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые были установлены ранее компетентными органами.
Названное постановление Главы администрации Иркутской области является действующим, в установленном законом порядке никем не оспорено.
Суды нижестоящих инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также законов, подлежащих применению по данному делу, пришли к выводу о правомерности применения обществом районного коэффициента 1,3 при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию.
Доводы фонда о том, что средства фонда, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью, расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не ее субъектов отклонены судами со ссылкой на то, что общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3 и уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Обстоятельства исчисления заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,3 подтверждены имеющимися в деле доказательствами и фондом не оспариваются.
Довод фонда о неправомерном взыскании с него судом первой инстанции в пользу общества расходов по уплате госпошлины подлежит отклонению, поскольку освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождения их от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом исследования и оценки судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации.
отказать Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации М.В. Пронина