Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 16 декабря 2015 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Категория | Экономические дела |
Докладчик | Грачева Ирина Леонидовна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 306-КГ15-16351
г. Москва | 16 декабря 2015 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области (г. Энгельс Саратовской обл.) на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2015 по делу № А57 -15512/2014,
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Федеральное агентство) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействующим решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.12.2008 № 725/56-03 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Энгельс» в части включения в границы населенного пункта - город Энгельс лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 1-26 квартала 12, выделах 1-21 квартала 13, выделах 1-11 квартала 14, выделах 1-22 квартала 15, выделах 1-8 квартала 16, выделах 1-4, части 5-8 квартала 17, выделах 1-7 квартала 18 Энгельсского участкового лесничества, выделах 2-14 квартала 50 Красноярского участкового лесничества Энгельсского лесничества Саратовской области, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» (далее – постановление Правительства № 178), приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее – приказ Министерства регионального развития № 69).
К участию в деле привлечены заинтересованные лица: Собрание депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – Собрание депутатов), Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области.
Арбитражный суд Саратовской области решением от 27.05.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2015, заявленное требование удовлетворил.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Собрание депутатов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.05.2015 и постановление от 25.08.2015 и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пунктам 1 2 и части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Собрания депутатов на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Как установлено судами, оспариваемым решением от 25.12.2008 Собрание депутатов утвердило генеральный план муниципального образования «Город Энгельс», а решениями от 30.05.2013, от 25.11.2011, от 08.08.2013, от 31.10.2013, от 28.11.2013 и от 27.02.2014 внесло изменения в указанный документ.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг» выполнило картографическое наложение материалов лесоустройства на границы, определенные основным чертежом генерального плана, и установило включение в границы населенного пункта «Город Энгельс» лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в кварталах 12-18 Энгельсского участкового лесничества, квартале 50 Красноярского участкового лесничества Энгельсского лесничества Саратовской области.
Федеральное агентство как федеральный орган, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области лесных отношений обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что указанный нормативный правовой акт не соответствует требованиям законодательства, поскольку при его издании Собрание депутатов не обеспечило согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из следующего.
Собрание депутатов до 01.01.2009 являлось органом, уполномоченным на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 того же Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований регламентирован постановлением Правительства № 178 и приказом Министерства регионального развития № 69.
Согласно положениям указанных нормативных правовых актов в случае, если предложения, содержащиеся в проекте документа территориального планирования муниципального образования, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, проект документа территориального планирования подлежит направлению на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Полномочиями по согласованию включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключению земельных участков из границ населенных пунктов и включению их в состав земель лесного фонда, установлению или изменению видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), наделено Федеральное агентство.
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством.
Поскольку Собрание депутатов не представило доказательств согласования проекта оспариваемого решения с Федеральным агентством, суды признали решение от 25.12.2008 в оспариваемой части недействующим.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права и в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Собранию депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации И.Л. Грачева