Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 1 февраля 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация |
Категория | Экономические дела |
Докладчик | Попов Владимир Валентинович |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 306-КГ15-18562
г. Москва | 1 февраля 2016 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью \"Волга-Бизнес\" на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2015 по делу № А12-7236/2015 Арбитражного суда Волгоградской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью \"Волга-Бизнес\" (Волгоградская обл., г. Волжский, далее - общество \"Волга-Бизнес\") к Контрольно-счетной палате городского округа город Волжский Волгоградской области (Волгоградская обл., г. Волжский, далее КСП г. Волжский) - об отмене результатов контрольного мероприятия по проверке работ, предусмотренных проектом \"Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский\" и техническим заданием к концессионному соглашению за период с 01.01.2011 по 30.06.2014, оформленного актом проверки от 31.12.2014 № 24 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация городского округа город Волжский Волгоградской области, Управление муниципальным имуществом администрации городского округа город Волжский Волгоградской области,
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015, отменены результаты осуществленного КСП г. Волжский контрольного мероприятия в отношении общества \"Волга- Бизнес\" по проверке работ, предусмотренных проектом \"Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский\" и техническим заданием к концессионному соглашению за период с 01.01.2011 по 30.06.2014, оформленного актом проверки от 31.12.2014 № 24, как не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\".
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 отменены, в удовлетворении заявленных требований общества \"Волга-Бизнес\" отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2015, общество \"Волга-Бизнес\" обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на существенные нарушения судом кассационной инстанции норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны защита прав и законных интересов общества \"Волга-Бизнес\" в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также, если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из содержания принятых по делу судебных актов и установлено судами, 17.01.2011 между муниципальным образованием городской округ - город Волжский Волгоградской области в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа город Волжский Волгоградской области и обществом \"Волга-Бизнес\" заключено концессионное соглашение, по условиям которого общество \"Волга-Бизнес\" приняло на себя обязательства за счет собственных средств в порядке и на условиях, установленных настоящим соглашением, произвести реконструкцию недвижимого имущества - полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Волжский, ул. Александрова, 60т, право собственности на которое принадлежит муниципальному образованию, осуществлять деятельность по приему, размещению, складированию, обезвреживанию и утилизации (захоронение) отходов III - V класса опасности с использованием объекта соглашения, а муниципальное образование обязалось предоставить обществу \"Волга-Бизнес\" на срок, установленный соглашением, права владения и пользования переданным объектом соглашения. Срок действия соглашения установлен сторонами с 17.01.2011 по 16.01.2041.
Администрация городского округа - город Волжский, со ссылкой на концессионное соглашение от 27.06.2014, обратилось в КСП г. Волжский с заявлением о проведении проверки работ, предусмотренных проектом \"Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский\" и техническим заданием к концессионному соглашению, в том числе с проведением строительной экспертизы.
Письмами от 21.07.2014 КСП г. Волжский уведомила Администрацию городского округа город Волжский Волгоградской области, Управление муниципальным имуществом администрации городского округа город Волжский Волгоградской области, общество \"Волга-Бизнес\" о принятии КСП г. Волжский 04.07.2014 решения № 5/3 о проведении внеплановой проверки работ, предусмотренных проектом \"Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский\" и техническим заданием к концессионному соглашению за период с 01.01.2011 по 30.06.2014. Срок контрольных мероприятий установлен с 29.07.2014 по 27.08.2014.
Письмом от 12.08.2014 КСП г. Волжский уведомила заявителя о приостановлении контрольных мероприятий до момента предоставления обществом \"Волга-Бизнес\" документов согласно перечню от 31.07.2014 и от 07.08.2014. О возобновлении контрольных мероприятий общество \"Волга- Бизнес\" уведомлено письмом от 10.10.2014.
В рамках проверки ООО \"Центр судебных и негосударственных экспертиз \"ИНДЕКС\" в лице РО \"ИНДЕКС-ВОЛГОГРАД\" осуществлена экспертиза объемов выполненных работ на объекте \"Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский\ Александрова, 60т\". Заключение подготовлено 24.12.2014.
Результаты проверки оформлены актом от 31.12.2014 № 24 и утверждены решением КСП г. Волжский ( протокол от 18.02.2015 4/3). № Не согласившись с результатами проверки и полагая, что проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\ а результаты проверки нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество \"Волга-Бизнес\" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Установив, что к данным отношениям применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" и КСП г. Волжский нарушена процедура и сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом, и результаты проверки влекут для заявителя негативные последствия, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы суда поддержал суд апелляционной инстанции.
Отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Поволжского округа указал следующее.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\" муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Проверка определяется как совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи Федерального закона № 294-ФЗ). 2 При этом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна быть обеспечена открытость и доступность нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ).
Установив, что в данном случае предметом проверки являлось не соблюдение требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, а контроль за исполнением концессионного соглашения, заключенного между обществом \"Волга-Бизнес\" и органом местного самоуправления, которое не является муниципальным правовым актом, а является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами и к отношениям сторон концессионного соглашения применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ \"О концессионных соглашениях\ регулирующие возникшие на основе договора (концессионного соглашения) отношения сторон, а не положения Федерального закона № 294-ФЗ \"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля\ требования заявителя основывались на положениях Федерального закона № 294-ФЗ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд кассационной инстанции обоснованно указал, что право муниципальных образований участвовать в регулируемых гражданским законодательством отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, предусмотрено частью 1 статьи 2, статьями 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктами 8.1 - 8.7 раздела 8 концессионного соглашения предусмотрен порядок осуществления концедентом контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения.
В соответствии с положением статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ \"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации\" контрольно-счетный орган муниципального образования наряду с Главой муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления и проверка КСП г. Волжский проводилась по письменному обращению Главы городского округа г. Волжский от 27.06.2014 № 01-04/6754 в порядке, предусмотренном пунктом 8.1 концессионного соглашения от 17.01.2011 и частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ \"О концессионных соглашениях\".
По результатам проверки КСП г. Волжский составлен акт проверки работ, предусмотренный проектом реконструкции полигона ТБО и техническим заданием к концессионному соглашению от 17.01.2011, что прямо предусмотрено пунктом 8.1 концессионного соглашения и частями 2, 4, 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ \"О концессионных соглашениях\".
Иная оценка заявителем обстоятельств спора, не подтверждает существенных нарушений судом норм материального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью \"Волга-Бизнес\" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации В.В. Попов