Дело № 307-ЭС16-1153

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 марта 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Категория Экономические дела
Докладчик Чучунова Наталья Сергеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 307-ЭС16-1153

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 25 марта 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью \"ВиК-строй\" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2015, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2015 по делу N А56-68063/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью \"ВиК-Строй\" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по строительству от 12.08.2014 N 202 \"О признании утратившими силу распоряжений Комитета по строительству от 24.08.2011 N 244, N 245\".

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Санкт-Петербурга (далее Правительство). - Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал , что распоряжение №202 от 12.08.2014 не соответствует пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, пункту 3.10 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 №1813 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования «, согласно которым решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Следовательно, с момента издания Распоряжения №244 и №245 у Общества возникло право на предоставление в течение трех лет выбранных земельных участков для строительства. Реализация права на предоставление земельных участков осуществлено Обществом в рамках процедуры, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ и Положения №1813 путем подачи соответствующего заявления.

Прекращение действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в административном порядке Земельным кодексом РФ не предусмотрено.

Прекращение действия решения о предварительном согласования места размещения объекта в административном порядке Земельным кодексом РФ не предусмотрено. Федеральным законодательством установлен исключительно судебный порядок оспаривания такого решения. Издание государственным органом исполнительной власти в административном порядке ненормативного акта-распоряжения №202 от 12.08.2014,отменяющего ранее принятые решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Суды первой и апелляционной инстанций приняли довод Комитета по строительству о незаконности как не соответствующие положениям пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ ранее изданных Распоряжений №244 и № 245 24.08.2011. от Ни нормами Земельного кодекса РФ ,ни нормами Водного кодекса РФ, ни региональным законодательством не предусмотрено обязательного условия для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта- наличие фактической связи с существующей дорожно-транспортной сетью и обеспечение объектами дорожно -транспортной и инфраструктуры.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из судебных актов, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельных участков для строительства Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление от 29.06.2010 N 843, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка (юго- западнее д. 22, лит. Щ по Угольной гавани) земельных участках 1 площадью 29 735 кв. м с кадастровым номером 78:15:8392:2, а также 2 площадью 14 361 кв. м с кадастровым номером 78:15:0008392:3 в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей).

Распоряжениями Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 15.07.2011 N 4835-рк и 4836-рк утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, установлен основной вид их разрешенного использования - для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки), а также ограничения в использовании (водоохранная зона и прибрежная защитная полоса водного объекта площадью 3202 кв. м и 9086 кв. м, техническая зона площадью 11 968 кв. м и 4671 кв. м соответственно).

Комитет по строительству распоряжениями от 24.08.2011 N 244, 245 утвердил акты о выборе земельных участков для строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей).

После утверждения актов о выборе земельные участки 11.01.2013 и 22.02.2013 поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 78:15:0008392:1092 78:15:0008392:1093. и Общество 28.11.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Постановлением N 1813 подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорных участков для строительства многоэтажного гаража и подготовке проекта соответствующего постановления.

Письмом от 11.08.2014 N 14-25359/14 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства, а именно: - испрашиваемые земельные участки расположены в водоохранной зоне водного объекта - реки Красненькой и, как следует из писем Комитета по развитию транспортной инфраструктуры от 02.04.2014 N 01-10-2826/14-0-1, 29.07.2014 N 01-10-52/13/349-0, транспортное сообщение с ними осуществляется по необустроенным проездам по ул. Маршала Казакова с обязательным использованием водоохранной зоны названного водного объекта; - в соответствии с постановлением Правительства от 27.03.2012 N 272 \"О порядке осуществления ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт- Петербурге\" движение грузовых транспортных средств, разрешенная масса которых превышает 8 тонн, по ул. Маршала Казакова и по ул. Доблести (образует перекресток с ул. Маршала Казакова в районе испрашиваемых земельных участков) прекращается с 01.06.2013 по 01.06.2018.

Распоряжением от 12.08.2014 N 202 Комитет по строительству признал утратившими силу распоряжения от 24.08.2011 N 244 245 и об утверждении актов о выборе спорных земельных участков.

Общество, полагая, что распоряжения от 12.08.2014 N 202принято с нарушением действующего законодательства, и нарушает его права и законные интересы, связанных с получением земельных участков для строительства, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляются выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.

Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Судами установлено, что доступ к спорным земельным участкам, находящимся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта - реки Красненькой, не обеспечен и возможен только по необустроенному транспортному проезду, который также расположен в водоохранной зоне.

Водоохранными зонами в силу части 1 статьи 65 ВК РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 ВК РФ).

В соответствии с пунктом пункта 4 части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон согласно части 16 статьи 65 ВК РФ допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Учитывая существующее состояния транспортной инфраструктуры, местоположения участков, доступ к которым с использованием объектов дорожно-транспортной инфраструктуры не обеспечен и фактически будет осуществляться в границах водоохранной зоны, суды пришли к обоснованным выводам о том, что установленные Водным кодексом Российской Федерации ограничения делают невозможным на данный момент предоставление в целях дальнейшего использования земельных участков в соответствии с испрашиваемым целевым назначением - строительство многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей) , в связи с чем оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов Общества.

Доводы заявителей жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 291.8 и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью \"ВиК-строй\" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Чучунова

Статьи законов по Делу № 307-ЭС16-1153

ЗК РФ Статья 31. Выбор земельных участков для строительства
АПК РФ Статья 291.6. Рассмотрение кассационных жалобы, представления в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
ЗК РФ Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх