Дело № 308-АД15-16161

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 января 2016 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Категория Экономические дела
Докладчик Зарубина Елена Николаевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 308-АД15-16161

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 18 января 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройЦентрЮг» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2015 по делу № А53-5912/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.10.2015 по тому же делу,

установил:

Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления МВД России по Ростовской области (далее – управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СтройЦентрЮг» (далее – общество) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2015 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 09.10.2015 судебные акты оставил без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью «СтройЦентрЮг» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.

По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.

Как установлено судами, 28.01.2015 старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела дорожной инспекции управления выявлен факт установки и эксплуатации на фасаде многоэтажного здания по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский д. 46/176, на перекрестке пр. Ворошиловского и ул. Красноармейской, рекламной конструкции (видеоэкрана (панно) с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003 – рекламная конструкция находится в границах наземных пешеходных переходов, на расстоянии 7,5 м со стороны ул. Красноармейской и 4,7 м со стороны пр. Ворошиловского; расстояние до дорожных знаков 5.19.1 (2), 2.1, 5.15.2 5.16 и составляет 3,6 8 12 16 м, м, м и м со стороны пр. Ворошиловского и 5.6 7.5 12 16 36 м, м, м, м и м со стороны ул. Красноармейской; расстояние между рекламными конструкциями составляет 40 м и 75 м, что не соответствует пунктам 6.1, 6.6 6.7 и ГОСТа Р 52044-2003.

По данному факту административный орган составил акт о выявленных недостатках в размещении рекламной конструкции от 28.01.2015, оформил фотоматериалы, вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.01.2015, составил протокол об административном правонарушении от 10.03.2015 № 61 РР 001101 по признакам нарушения статьи 14.37 КоАП РФ и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе определено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) определено, что техническим регламентом является документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, до настоящего времени не приняты.

На основании пункта 1.1 статьи 46 Закона о техническом регулировании до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных частью 1 статьи 6 данного Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти – в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. На основании пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены пунктом статьи 1 46 Закона о техническом регулировании.

Поскольку ГОСТ Р 52044-2003 принят 22.04.2003, то есть до 01.07.2003, а соответствующий технический регламент до настоящего времени не разработан и не утвержден, то исполнение требований указанного ГОСТа в рассматриваемом случае является обязательным в силу направленности его норм на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть имеющего целью охрану жизни и здоровья граждан. Разделом 6 ГОСТа Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы. Согласно пункту 4.2 ГОСТа Р 52044-2003 наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства. В силу пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 – м в населенных пунктах.

В нарушение указанных норм спорная рекламная конструкция находится в границах наземных пешеходных переходов, на расстоянии 7,5 м со стороны ул. Красноармейская и 4,7 м со стороны пр. Ворошиловского.

Довод общества о том, что расстояние от рекламной конструкции до края проезжей части со стороны пр. Ворошиловский составляет 5,7 метра отклонен судами, поскольку доказательств того, что произведенные управлением измерения являются неправильными, общество в материалы дела не представило.

В соответствии с пунктом 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 100 м при площади рекламной конструкции более 18 кв. м. Из выданного обществу разрешения № 10321 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции следует, что размер информационного поля составляет 45.5 кв. м. В нарушение данного пункта, расстояние до дорожных знаков 5.19.1 (2), 2.1, 5.15.2, 5.16 составляет 3,6 м, 8 м, 12 м, 16 м со стороны пр. Ворошиловский и 5.6 м, 7.5 м, 12 м, 16 м, 36 м со стороны ул. Красноармейская.

Согласно пункту 6.7 ГОСТа Р 52044-2003 в зависимости от площади рекламного объявления расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 150 м (поскольку площадь информационного поля рекламной конструкции составляет 45.5 кв. м).

В нарушение указанной нормы расстояние между рекламными конструкциями составляет 40 75 м и м.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями Закона о рекламе, Законом о техническом регулировании, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТом Р 52044-2003, суды пришли к выводам о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ, вины в совершении правонарушения, соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, соответствии размера примененного наказания размеру санкции статьи 14.37 КоАП РФ и установлении его исходя из характера вменяемого обществу правонарушения и обстоятельств его совершения, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Доводы общества о применении к совершенному им правонарушению положений другой статьи – 11.21 КоАП РФ, неприменении положений ГОСТа Р 52044-2003 с момента вступления в силу 15.02.2015 Технического регламента «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011, нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности были рассмотрены судами и отклонены.

Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.13 30.17 и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2015 по делу № А 53-5912/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 и постановление Арбитражного суда Северо Кавказского - округа от 09.10.2015 по тому же делу оставить без изменения а жалобу общества , с ограниченной ответственностью СтройЦентрЮг « » – без удовлетворения .

Судья Верховного Суда Российской Федерации Е.Н. Зарубина

Статьи законов по Делу № 308-АД15-16161

КоАП РФ Статья 14.37. Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
КоАП РФ Статья 23.1. Судьи

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх