Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 18 января 2016 г., Постановление |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, надзор |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Никифоров Сергей Борисович |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 32-АД15-17
г. Москва | 18 января 2016 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу Сергеева М С на постановление мирового судьи судебного участка № 9 г. Балаково Саратовской области от 22 мая 2015 г., решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 16 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 18 августа 2015 г., вынесенные в отношении государственного учреждения здравоохранения «Балаковский противотуберкулезный диспансер» (далее - ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер», учреждение) Сергеева М С по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка № 9 г. Балаково Саратовской области от 22 мая 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 16 июля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Саратовского областного суда от 18 августа 2015 г., ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» Сергеев М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» Сергеев М.С. просит отменить постановления, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с пунктом статьи Федерального 1 1 закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон о техническом регулировании) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу статьи 2 названного Федерального закона техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).
Данный Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (пункт 2 статьи 1).
Как следует из материалов дела, в период с 10 по 23 марта 2015 г. на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 15 февраля 2015 г. № 668-РП/СО должностными лицами Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в отношении ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» проведена плановая выездная проверка по месту осуществления деятельности: Саратовская область, г. Балаково, ул. Академика Жук, 68 с целью осуществления государственного контроля за соблюдением требований технического регламента.
В ходе проверки установлено, что учреждение эксплуатирует лифт больничный ЛБ-0505, заводской № 602155, и лифт грузовой б/н, установленные в здании противотуберкулезного диспансера.
По результатам проверки выявлены нарушения обязательных норм и правил, установленных ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», зафиксированные в акте проверки от 23 марта 2015 г. № 668А: - не исключено из государственного реестра опасных производственных объектов «Здание административное» (рег. № А 51-00815-001), в состав которого входит больничный лифт, не являющийся опасным производственным объектом в соответствии с пунктом 3 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; - в нарушение пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», подпунктов 11.2.3, 11.2.4 «ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (далее - ГОСТ Р 55964-2014) ответственный за исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию лифтового оборудования по учреждению Е не обучена и не аттестована как специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, отсутствует должностная инструкция специалиста; - в нарушение подпункта 3.2 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», пунктов 1.2, 1.6 Типовой инструкции лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пункта, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2000 г. № 26 (РД 10-360-00), у лифтера учреждения К удостоверение № , просрочена проверка знаний, отсутствует допуск по электробезопасности; - в нарушение пункта 1.21 приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», пункта 5.3.2.2 «ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998).
з Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке» лестница для подъема обслуживающего персонала в машинное отделение больничного лифта не соответствует нормам; - в нарушение пунктов 1.28, 1.29 приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» отсутствует освещение площадки перед машинным отделением больничного лифта, в машинном отделении больничного лифта отсутствуют диэлектрические коврики; - в нарушение подпункта 3.1 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», подпунктов 7.2.1, 7.2.2 пункта 7 ГОСТ Р 55964-2014 не проводятся осмотры оборудования лифтов, находящихся в эксплуатации учреждения, с записью в специальный журнал; - в нарушение пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» не проведена оценка соответствия грузового лифта (ориентировочно 1972 года изготовления), отработавшего назначенный срок службы в форме обследования специализированной (уполномоченной) организацией; - в нарушение пункта 1.4 приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» не определен порядок безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины больничного лифта персоналом; - в нарушение пункта 1.31 приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» не определен порядок (наличие мер) безопасно покинуть кабину больничного лифта при возникновении пожарной опасности в здании; - в нарушение подпункта 10.4 пункта 10 ГОСТ Р 55964-2014 на основном посадочном этаже/площадке отсутствует информация о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов, в кабине больничного лифта или на основном посадочном этаже/площадке отсутствуют «Правила пользования лифтом»; - в нарушение пункта 1.6 приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» отсутствуют средства и меры для освещения кабины больничного лифта при перебоях в электроснабжении; - в нарушение части 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предоставлены документы, подтверждающие проведение эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и сооружений, в том числе пассажирских лифтов, а именно, журнал эксплуатации зданий и сооружений.
23 марта 2015 г. должностным лицом Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в отношении ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4-7), распоряжением о проведении проверки (л.д. 8-9), актом проверки (л.д. 12-15), предписанием (л.д. 16-20) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» является владельцем технических устройств - лифтов, на которые распространяются требования ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», и эксплуатирует их при осуществлении своей деятельности. Нарушение владельцем (исполнителем) требований технического регламента при эксплуатации лифтов (продукции) влечет административную ответственность, установленную частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» Сергеев М.С, осуществляющий руководство текущей деятельностью учреждения и выполняющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Факт заключения 22 января 2015 г. договора со специализированной организацией ООО «Лифтремонт+» не опровергает виновность учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку в соответствии с данным договором указанная организация взяла на себя обязательства только по техническому обслуживанию лифтового оборудования. Ряд требований, нарушение которых выявлено в рамках проверки, подлежит выполнению лицом, эксплуатирующим объект.
Довод жалобы о том, что в числе нарушений административным органом необоснованно указано на нарушение требований ГОСТ, так как в рамках технического регламента эти требования не применяются, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций. Сергеев М.С. привлечен к административной ответственности в связи с выявленными в рамках проверки нарушениями требований технического регламента ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Ряд требований данного технического регламента, несоблюдение которых установлено при проведении проверки, также предусмотрены ГОСТ Р 55964-2014 и иными актами. Ссылка на соответствующие требования ГОСТ и иных актов в совокупности с требованиями ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» не оказывает какого-либо влияния на обстоятельства, установленные в ходе производства по настоящему делу, поскольку основанием для привлечения Сергеева М.С. к административной ответственности послужило допущенное нарушение требований технического регламента.
Кроме того, ГОСТ Р 55964-2014 разработан в целях обеспечения выполнения требований ТР РС 011/2011 «Безопасность лифтов», устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов в течение назначенного срока службы и применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями данного регламента. Указанный стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» на стадии эксплуатации лифтов.
По-мнению заявителя, с учетом положений подпункта 5.5 пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» грузовой лифт подлежал приведению в соответствие с требованиями технического регламента в срок до 15 февраля 2020 г., а потому соответствующее нарушение вменено ему необоснованно.
В соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего технического регламента в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу настоящего технического регламента.
Ссылка заявителя на данную норму несостоятельна и основана на неправильном ее толковании, поскольку неприведение грузового лифта в соответствие с требованиями технического регламента заявителю не вменялось, в качестве нарушения административным органом указано только на то, что не проведена оценки его соответствия.
Довод жалобы о нарушении срока уведомления о проведении проверки, предусмотренного частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является необоснованным. Как следует из материалов дела, распоряжение о проведении проверки 4 марта 2015 г. было вручено заместителю Е о чем свидетельствует собственноручно исполненная ею запись в данном распоряжении (л.д. 8-9). При этом утверждение заявителя о том, что ознакомление с распоряжением о проведении проверки имело место 10 марта 2015 г. ничем объективно не подтверждено. Внесение изменений в распоряжение о проведении проверки 18 марта 2015 г. не повлекло нарушение прав юридического лица и его законного представителя.
Административное наказание назначено ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» Сергееву М.С. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» Сергеева М.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 указанного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление мирового судьи судебного участка № 9 г. Балаково Саратовской области от 22 мая 2015 г., решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 16 июля 2015 г. и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 18 августа 2015 г., вынесенные в отношении ГУЗ «Балаковский противотуберкулезный диспансер» Сергеева М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Сергеева М.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации СБ. Никифоров