Дело № 32-АПГ13-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №32-АПГ13-7

от 16 августа 2013 года

 

председательствующего Корчашкиной Т.Е.

при секретаре Антоновой E.H.

на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии

по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 28 мая 2013 г., которым исковые требования Пятнишина М.Л. частично удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Пятнишин М.Л. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии. В обоснование своих требований истец указал на то, что в период с 1 июля 1993 г. по 26 декабря 2012 г., то есть до увольнения в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, проходил военную службу в войсковой части [скрыто] в

различных воинских должностях, последняя занимаемая им перед увольнением должность - начальник техническо-эксплуатационной части инженерно-авиационной службы. По роду своей служебной деятельности занимался авиационным обеспечением испытательных работ по планам научно-

исследовательских учреждений, в том числе доставкой специальных грузов и групп специалистов, обеспечением мероприятий по планам и программам уничтожения химического оружия и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По мнению истца, занимаемые им в период прохождения службы должности и функциональные обязанности в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» относятся ко второй группе работ с химическим оружием, что даёт ему право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его воинской должности.

В связи с этим Пятнишин М.Л. просил суд признать за ним право на перерасчёт пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его воинской должности, обязать военный комиссариат Саратовской области произвести перерасчёт пенсии с 27 декабря 2012 г. с учетом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,5 за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г., а с 1 января 2012 г. с применением коэффициента 1,25, а также обязать ответчика установить пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с

27 декабря 2012 г.

Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на то, что военный комиссариат Саратовской области не располагает какими-либо сведениями о проводимых истцом работах с химическим оружием в период прохождения службы и сведениями о праве истца на соответствующие меры социальной поддержки.

Решением Саратовского областного суда от 28 мая 2013 г. исковые требования Пятнишина М.Л. частично удовлетворены. За Пятнишиным М.Л. признано право на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 27 декабря 2012 г. На военный комиссариат Саратовской области возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии Пятнишину М.Л. с учётом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» за период с 27 декабря 2012 г. по 28 мая 2013 г. с применением коэффициента 1,25 и установить ему с 29 мая 2013 г. пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с применением коэффициента 1,25. В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области содержится просьба об отмене решения Саратовского областного суда от

28 мая 2013 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Судом установлено, что Пятнишин М.Л. с 1993 года проходил военную службу в войсковой части [скрыто] на различных воинских должностях, в том числе в период с 30 сентября 2009 года по 26 декабря 2012 года занимал должность начальника техническо-эксплуатационной части инженерно-авиационной службы. Приказом Министра обороны РФ от 10 октября 2012 года № 2095 Пятнишин М.Л. был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом от 11 декабря 2012 года № 2228 он исключен из списков личного состава войсковой части [скрыто] с 26 декабря 2012 года.

Согласно пенсионному удостоверению, выданному военным комиссариатом Саратовской области, Пятнишину М.Л. с 27 декабря 2012 года назначена пенсия за выслугу лет, размер которой определён без учёта надбавки за работу с химическим оружием к окладу по воинской должности, занимаемой им на момент увольнения.

В соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию (без учёта повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года

ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Статьей 49 указанного Закона установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, подлежат пересмотру: одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.

Согласно статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4 вышеназванного Федерального закона от 7 ноября 2000 года предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному

заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» размер (коэффициент) повышения окладов по воинской (штатной) должности, относящейся ко второй группе работ с химическим оружием, с 1 января 2012 г. составляет 1,25.

Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. № 386-25 утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.

В соответствии с названным постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утверждённому списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.

Так, в Списке профессий и должностей, утвержденном указанным постановлением (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 910-49) содержалась должность «начальник части (всех наименований)», которая была исключена из данного Списка постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 573-27 с одновременным включением в него должности «начальника (всех категорий и наименований)», а в Список производств с вредными условиями труда, работа по которым даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 910-49) включена войсковая часть

(

I).

В настоящее время войсковая часть переформирована в

структурное подразделение войсковой части [скрыто] с присвоением номера

[скрыто]. По сообщению войсковой части [скрыто] выплата надбавки за работу

с химическим оружием была прекращена в период работы истца с 1 декабря 2012 года.

Проанализировав вышеназванные нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что в связи с включением Правительством Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2004 года в Список производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, войсковой части

I и с учетом занимаемой до увольнения в запас должности Пятнишин М.Л. приобрел право на указанные социальные гарантии с 27 декабря 2012 года.

При таких обстоятельствах суд правомерно частично удовлетворил исковые требования Пятнишина М.Л., признав за ним право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 27 декабря 2012 г. и возложив на военный комиссариат Саратовской области обязанность произвести истцу перерасчет пенсии за период с 27 декабря 2012 года по 28 мая 2013 года с применением коэффициента 1,25 и установить ему с 29 мая 2013 года пенсию с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с применением коэффициента 1,25.

Требования истца о возложении на военный комиссариат Саратовской области обязанности произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года с применением коэффициента 1,5 и за период с 1 января 2012 года по 26 декабря 2012 года с применением коэффициента 1,25, то есть за период до назначения пенсии, суд правильно признал не основанными на законе.

Довод в апелляционной жалобе о том, что военные комиссариаты сведениями о привлечении военнослужащих в период прохождения ими военной службы к одному из видов деятельности, указанных в постановлении

Правительства от 6 июня 2002 года № 386-25, не располагали, в связи с чем их вины в неправильном исчислении пенсии не имеется, не может служить правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Поскольку в силу статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 назначение и выплата пенсии осуществляется пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации, то на военный комиссариат Саратовской области независимо от наличия его вины возлагается обязанность по перерасчету пенсии в соответствии с требованиями законодательства.

С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Саратовского областного суда от 28 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 32-АПГ13-7

ГПК РФ Статья 167. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх