Дело № 32-АПГ14-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 мая 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Назарова Алла Михайловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 32-АПГ14-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 16 мая 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоГорохова Б.А.
судейНазаровой А.М., Гуляевой Г. А.
при секретареГорловой СВ.

рассмотрела в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Ратникова С П к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 14 января 2014 года, которым исковые требования Ратникова СП. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ратников СП. с 21 мая 1990 года по 31 мая 2013 года проходил военную службу в войсковой части в должностях: (с 21 мая 1990 года по 1 июля 1993 года); « (с 1 июля 1993 года по 15 ноября 1996 года); » (с 15 ноября 1996 года по 12 октября 2000 года); » (с 12 октября 2000 года по 30 июня 2005 года); )» (с 30 июня 2005 года по 26 декабря 2006 года); « (с 26 декабря 2006 года по 31 мая 2013 года).

Приказом командира войсковой части от 30 октября 2012 года № 2235 войсковая часть с 1 октября 2012 года переформирована в структурное подразделение войсковой части с присвоением ей номера .

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 317 Ратников СП. был уволен с военной службы с должности ) войсковой части командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и исключен из списков личного состава войсковой части с 31 мая 2013 года.

Ратников СП. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о признании за ним права на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 1 июня 2013 года, возложении на военный комиссариат Саратовской области обязанности произвести перерасчет его пенсии с 1 июня 2013 года с учетом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,25 и установить пенсию с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с применением коэффициента 1,25, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 60 занимаемые им должности относятся ко второй группе работ с химическим оружием, что дает ему право на получение пенсии с учетом повышенного в 1,25 раза должностного оклада и на перерасчет пенсии с 1 июня 2013 года с применением коэффициента 1,25.

Ответчик иск не признал.

Решением Саратовского областного суда от 14 января 2014 года постановлено: признать за Ратниковым СП. право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 1 июня 2013 года. Обязать военный комиссариат Саратовской области произвести перерасчет пенсии Ратникову СП. с учетом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» за период с 1 июня 2013 года по 14 января 2014 года с применением коэффициента 1,25. Установить Ратникову СП.

пенсию с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 8 октября 2013 года с применением коэффициента 1,25.

В апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

На основании части третьей статьи 167 частей первой и второй статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Согласно статье 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по воинской (штатной) должности, относящийся ко второй группе работ с химическим оружием, составляет 1,25.

Также установлено судом, что задачами войсковой части являлось авиационное обеспечение испытательных работ по планам научно- исследовательских учреждений, доставка грузов и групп специалистов, обеспечение мероприятий по планам и программам уничтожения химического оружия и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Разрешая спор, суд указал, что в списках производств с вредными условиями труда, профессий и должностей, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25) предусмотрены - войсковая часть , а также должность - «механик (всех категорий и наименований», в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права с 1 июня 2013 года на указанные социальные гарантии. При этом суд пришел к выводу о том, что истец в период прохождения военной службы в войсковой части был занят на работах, которые относятся ко второй группе работ с химическим оружием, в связи с чем суд признал за истцом право на перерасчет пенсии исходя из уровня повышения должностных окладов на коэффициент 1,25 с 1 июня 2013 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Пунктом «б» статьи 49 указанного Закона предусмотрено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

В силу вышеприведенных норм назначение пенсии военнослужащему, уволенному с военной службы исходя из оклада по воинской должности с учетом коэффициента 1,25, производится, если в оклад по последней штатной должности, включаемый в денежное довольствие, учитываемый при исчислении пенсии, начислялся указанный повышенный коэффициент.

Сведения о начислении повышающего коэффициента к должностному окладу содержатся в денежном аттестате, выдаваемом военнослужащему при увольнении.

Между тем как следует из материалов дела, у истца повышения должностного оклада не производилось, в связи с чем войсковая часть , в которой он проходил службу, выплачивала денежное довольствие без учета повышающего коэффициента, в том числе и на момент увольнения.

Следовательно, пенсия истцу выплачивалась военным комиссариатом в соответствии с требованиями статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» без применения коэффициента 1,25 за работу с химическим оружием.

Кроме того, пенсия Ратникову СП. была назначена ответчиком с 1 июня 2013 года на основании представленных истцом документов, в том числе денежного аттестата, в котором сведений о начислении истцу надбавки за работу с химическим оружием не имеется. Вместе с тем истец, проходя службу в войсковой части и получая с 1 января 2005 года денежное довольствие без учета повышающего коэффициента, с требованиями об оспаривании размера денежного довольствия в суд не обращался.

То обстоятельство, что войсковая часть , в которой истец проходил службу, а также занимаемая им должность - «механик (всех категорий и наименований)» включены в соответствующие списки производств с вредными условиями труда, профессий и должностей, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, не подтверждает факт выполнения истцом работ, относящихся ко второй группе работ, перечисленных в статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований Ратникова СП. о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учетом коэффициента 1,25 не имелось.

Поскольку решение постановлено судом с нарушением норм материального права, оно является незаконным и подлежит отмене в апелляционном порядке на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Ратникова СП.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Саратовского областного суда от 14 января 2014 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Ратникова С П к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет отказать.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 32-АПГ14-10

ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх