Дело № 32-ВПР08-23

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Пирожков Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №32-ВПР08-23

от 29 апреля 2009 года

 

рассмотрела в судебном заседании в порядке надзора гражданское дело по заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц (жителей Пугачевского муниципального района) к администрации Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области об организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза твердых бытовых отходов, к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Пугачевского городского суда Саратовской области от 16 июля 2007 года, оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 октября 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей судебные постановления, принятые по делу, отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

председательствующего судей

Пирожкова В.Н. Ерёменко Т.И., Ксенофонтовой О.А.

 

установила:

 

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого ссылался на то, что согласно

Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Между тем, на территории Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки, не отведены земельные участки под складирование твердых бытовых отходов, а администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области - утилизация и переработка этих бытовых отходов.

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор полагал, что бездействие администрации Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области и администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

Решением Пугачевского городского суда Саратовской области от 16 июля

2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 октября 2007 года, в удовлетворении указанного заявления Саратовского межрайонного природоохранного прокурора отказано.

Определением судьи Саратовского областного суда от 15 января 2008 года отказано в истребовании данного гражданского дела.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля

2008 года отказано в передаче представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

28 ноября 2008 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2009 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает судебные постановления незаконными и подлежащими отмене.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,

свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в бюджете Преображенского муниципального образования на 2007 год, утвержденном решением Совета Преображенского муниципального образования № 50 от 22 декабря 2006 года, денежные средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов не предусмотрены.

Бюджет Пугачевского муниципального района на 2007 год, утвержденный решением Собрания Пугачевского муниципального района № 108 от 20 декабря 2006 года, является дотационным, сформирован с дефицитом и в смете доходов и расходов по поселениям на 2007 год не содержит средств на сбор и удаление твердых отходов.

Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что финансовые возможности органов местного самоуправления не соразмерны полномочиям по решению вопросов местного значения, возложенным на них законом, в связи с чем отсутствует возможность их реализации.

В соответствии со статьями 12, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

В статье 5 Федерального закона № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования, органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов.

В силу положений статьи 18 Федерального закона № 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьями 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных органов и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, право органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с бюджетным законодательством определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.

Однако, суд не учел положения пунктов 4 и 5 статьи 5 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных

минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся, в том числе, дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (статья 9 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

При этом в силу статьи 10 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется с учетом факторов, определяющих особенности данного субъекта Российской Федерации.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Подобная позиция полностью согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении № 5-П от 15 мая 2006 года, в силу которой финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности,

посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

Как видно из материалов дела, бюджет Пугачевского муниципального района является дотационным.

Статьей 9 Закона Саратовской области № 137-ЗСО от 20 декабря 2005 года «О межбюджетных отношениях в Саратовской области» предусмотрено выделение из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов средств в виде дотаций на решение вопросов местного значения.

Следовательно, бюджеты Пугачевского муниципального района и входящих в его состав поселений с учетом вышеуказанного механизма выравнивания их доходов должны обеспечивать, во всяком случае, в пределах минимальных социальных стандартов, решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по охране окружающей среды и созданию условий экологически благоприятного обитания человека.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии же с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий, а также по охране окружающей среды является расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов.

Следовательно, решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этих образований, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что решение представительных органов муниципальных образований, не предусмотревших в текущем финансовом году в расходной части бюджета средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых отходов, освобождает их от решения этих вопросов местного значения.

Требование прокурора обязать органы местного самоуправления организовать сбор и вывоз бытовых отходов, их утилизацию и переработку не может расцениваться как вмешательство в их деятельность, поскольку данные требования прокурора направлены на реализацию этими органами полномочий,

возложенных федеральным законом, и защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Учитывая, что судами первой, кассационной и надзорной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход дела, судебные постановления, принятые по настоящему делу, подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пугачевского городского суда Саратовской области от 16 июля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 октября 2007 года отменить и принять новое решение, которым заявление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать на своей территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Преображенского муниципального образования.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 32-ВПР08-23

Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
БК РФ Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации
БК РФ Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 8
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: +7 (916) 346-29-09
онлайн
Фото юриста
Роман Анатольевич
г. Нижний Новгород
ответов за неделю: 3

Лучшие юристыЛучшие юристы

онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
рейтинг: 1354
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 8(391) 215-41-36; 8-967-604-71-71

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх