Дело № 32-В10-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 апреля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №32-В10-5

14 апреля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Меркулова

судей Т.И. Ерёменко и О.А. Ксенофонтова

рассмотрела в судебном заседании материал по заявлению Марксовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ЗоркинскогомуниципальногообразованияМарксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника и по принятию мер к его надлежащему содержанию по надзорной жалобе администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 22 мая 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Марксовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника и по принятию мер к его надлежащему содержанию, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов, выявленных после ветеринарно-санитарной экспертизы, а также других отходов, получаемых при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, которая не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с грубым нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, названный скотомогильник, в нарушение требований действующего законодательства, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто не следит за его техническим состоянием.

Решением Марксовского городского суда Саратовской области от 22 мая 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2009 года, признано незаконным бездействие администрации ЗоркинскогомуниципальногообразованияМарксовского муниципального района Саратовской области по постановке на учет и по принятию мер к надлежащему содержанию бесхозяйного скотомогильника, расположенного на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района. На администрацию Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области возложена обязанность по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника, а также по надлежащему его содержанию.

Определением судьи Саратовского областного суда от 30 сентября 2009 года в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.

В надзорной жалобе администрация Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.

24 декабря 2009 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 27 февраля 2010 года дело передано для рассмотрения в Судебную коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в представлении, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Как усматривается из материалов дела, на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области на юго-востоке от летнего лагеря МТФ СХА «Михайловское» в степной зоне, примерно в 1500 метрах от села Ястребовка, в 1000 метрах от водоема, в 1000 метрах от фермы, в 300 метрах от дороги расположена биотермическая яма (скотомогильник), построенная в 2001 году, предназначенная для захоронения биологических отходов. Площадь скотомогильника - 200 квадратных метров. Глубина залегания грунтовых вод, примерно, 100 метров. Особенности конструкции - обложен кирпичом, оборудован крышкой. Скотомогильником пользуются жители села Ястребовка, села Михайловка и СХА «Михайловское». По результатам проведенной 30 апреля 2009 года проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства территория скотомогильника не обвалована, не огорожена, находится в антисанитарном состоянии, отсутствует указатель, скотомогильник бесхозяйный, что ставит под угрозу экологическое благополучие на территории Зоркинского муниципального образования и могут привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой и кассационной инстанций исходили из того, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для муниципальных образований предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Поскольку данный объект является бесхозным, в силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, в соответствии с пунктами 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного скотомогильника. Однако в нарушение указанных положений федерального законодательства администрациейЗоркинского муниципальногообразования Марксовского муниципального района Саратовской области меры к надлежащему содержанию скотомогильника не принимались.

Между тем, Судебная коллегия находит такой вывод суда ошибочным, ввиду следующего.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Таким образом, суд незаконно возложил обязанность на администрацию Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области возложена обязанность по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника, а также по надлежащему его содержанию.

Ссылка в обжалуемых судебных постановлениях на положения п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-7-2/469, не свидетельствует о правильности разрешения данного правового спора, поскольку к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что имеющееся на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Зоркинскому муниципальному образованию Марксовского муниципального района Саратовской области не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований установлены, Судебная коллегия находит возможным

Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Марксовского городского суда Саратовской области от 22 мая 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 15 июля 2009 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника и по принятию мер к его надлежащему содержанию - отказать.

Статьи законов по Делу № 32-В10-5

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГК РФ Статья 225. Бесхозяйные вещи
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх