Дело № 32-Г10-19

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 августа 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Колычева Галина Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №32-Г10-19

от 27 августа 2010 года

 

председательствующего Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по иску Ботова [скрыто] к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете

пенсии по кассационной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 22 июня 2010 года, которым исковые требования Ботова A.C. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

24 мая 2010 года Ботов A.C. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в период с 1993 года по 2002 год проходил военную службу в войсковой части [скрыто], с 24 августа 1999 года занимал должность начальника центральной радиометрической лаборатории. Приказом начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны Российской Федерации от 2 сентября 2002 года № 031 досрочно был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, приказом командира войсковой части [скрыто] от 21 октября 2002 года № 251 исключен из списков личного состава части. Последняя занимаемая им должность перед увольнением со службы -начальник центральной радиометрической лаборатории, воинское звание -подполковник. Занимая должность начальника центральной радиометрической лаборатории, он постоянно был занят на работах с химическим оружием, осуществлял лабораторные и полевые работы с токсичными химикатами, относящимся к химическому оружию, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» относятся ко второй группе работ с химическим оружием, что дает ему право перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его воинской должности.

Ботов A.C. просил суд признать за ним право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его воинской должности и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 1 января 2005 года с применением коэффициента «1,5».

По делу в качестве третьего лица привлечена войсковая часть [скрыто].

Представители военного комиссариата Саратовской области и третьего лица - войсковой части [скрыто] в судебном заседании исковые требования не признали.

Решением Саратовского областного суда от 22 июня 2010 года исковые требования Ботова A.C. удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе военного комиссариата Саратовской области содержится просьба об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Ботов A.C. просит оставить решение Саратовского областного суда от 22 июня 2010 года без изменения, а кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области без удовлетворения.

Ботов A.C., а также представители военного комиссариата Саратовской области и войсковой части [скрыто] в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 2 статьи 354 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Судом установлено, что Ботов A.C. 1993 года по 2002 год проходил военную службу, 2 сентября 2002 года досрочно был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья с должности начальника центральной радиометрической лаборатории 1 мобильной бригады радиационной, химической и биологической защиты войсковой части [скрыто], является военным пенсионером.

В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения, т.е. в ред. Федеральных законов от 28 ноября 1995 года № 186-ФЗ, от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ, от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Пунктом «б» статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в ред. Федеральных законов от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ) установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, -

исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25, введенным в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены Список производств

с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.

В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.

Судом установлено, что в Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25 (в первоначальной редакции), включена должность «начальник лаборатории».

Постановлением Правительства Российской Федерации № 910-49 от 31 декабря 2004 года в указанное выше постановление внесены изменения, согласно которым Список производств с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, дополнен включением в него войсковой части [скрыто] (1 мобильная бригада радиационной, химической и

биологической защиты).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 573-27 от 10 сентября 2007 года в постановление Правительства Российской Федерации № 386-25 от 6 июня 2002 года внесены изменения, в соответствии с которыми из Списка профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии исключена должность начальника лаборатории и одновременно введена должность «начальник (всех категорий и наименований)».

Проанализировав названные выше нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Ботов A.C., который занимал перед увольнением с военной службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, приобрел право на указанные социальные гарантии с 1 января 2005 года, т.е. с момента включения Правительством Российской Федерации войсковой части [скрыто] в Список производств с

вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.

Довод в кассационной жалобе о том, что военный комиссариат Саратовской области является ненадлежащим ответчиком, аналогичен доводу, приведенному ответчиком при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции.

Суд правильно признал такой довод несостоятельным, указав в решении нормы законодательства, исходя из которых, обязанность по перерасчету пенсии истцу с учетом повышения тарифной ставки оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,5, должна быть возложена именно на военный комиссариат Саратовской области.

Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360-362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

 

определила:

 

решение Саратовского областного суда от 22 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 32-Г10-19

ГПК РФ Статья 354. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх