Дело № 32-Г11-36

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 сентября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №32-Г11-36

от 16 сентября 2011 года

 

судей Корчашкиной Т.Е., Назаровой A.M.

Саратовской области, войсковой части [скрыто] о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии по кассационной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 14 июля 2011 года, которым исковые требования Лепаева A.B. удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Лепаев A.B. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области, войсковой части [скрыто] о признании права на перерасчёт пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии.

В обоснование своих требований истец указал на то, что в период с 30 апреля 1993 года по 4 января 2001 года, то есть до увольнения в запас по состоянию здоровья, он проходил военную службу по контракту в войсковой частр [скрыто] и занимал должность [скрыто]. Считает, что его должность и функциональные обязанности в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» относятся ко второй группе работ с химическим оружием, что даёт ему право на повышение тарифной ставки должностного оклада, из которого

исчисляется пенсия, на коэффициент 1,5.

В связи с этим Лепаев A.B. просил суд признать за ним право на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его воинской должности и обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии с 1 января 2005 года с применением коэффициента 1,5, а также просил взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере [скрыто] руб.

Решением Саратовского областного суда от 14 июля 2011 года исковые требования Лепаева A.B. удовлетворены частично. За Лепаевым A.B. признано право на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 11 сентября 2007 года. На военный комиссариат Саратовской области возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии Лепаеву A.B. с 11 сентября 2007 года с учётом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,5 в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и установить ему пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности. С военного комиссариата Саратовской области в пользу Лепаева A.B. взысканы судебные расходы в размере [скрыто] руб.

В кассационной жалобе военного комиссариата Саратовской области содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Стороны, извещённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.

Судом установлено, что Лепаев A.B. в период с 30 апреля 1993 года по 4 января 2001 года проходил военную службу по контракту в должности

[скрыто] войсковой части [скрыто]. Приказом начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны Российской Федерации от 4 января 2001 года № 1-ПМ Лепаев A.B. был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. Приказом от 7 мая 2001 года № 109 Лепаев A.B. исключён из списков личного состава войсковой части I I с 7 мая 2001 года.

Согласно пенсионному удостоверению, выданному военным комиссариатом Саратовской области, Лепаеву А.В. была назначена пенсия за выслугу лет с 6 мая 2001 года, размер которой определён без учёта надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, занимаемой на момент увольнения.

В соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Пунктом «б» статьи 49 указанного Закона установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, -исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического

оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент)

повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.

Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25, введённым в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.

В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утверждённому списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 910-49 от 31 декабря 2004 года в указанное выше постановление внесены изменения, согласно которым Список производств с вредными условиями труда, работа по которым даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, дополнен включением в него войсковой части [скрыто] (1 мобильная бригада радиационной, химической и

биологической защиты).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 573-27 от 10 сентября 2007 года в постановление Правительства Российской Федерации № 386-25 от 6 июня 2002 года внесены изменения, в соответствии с которыми Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии дополнен должностью «начальник (всех категорий и наименований)».

Судом также установлено, что в штате войсковой части [скрыто] (мобильной бригады радиационной, химической и биологической защиты) с 1993 года до 19 января 2009 года имелась должность [скрыто]

к

Проанализировав вышеназванные нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришёл к правильному выводу о том, что в связи с включением Правительством Российской Федерации войсковой части [скрыто] в Список производств с вредными условиями труда, работа по которым даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также дополнение Списка профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на

работах с химическим оружием, на социальные гарантии должностью, которую занимал Лепаев A.B. перед увольнением с военной службы, он приобрёл право на социальные гарантии с момента включения должности в указанный Список, то есть с 11 сентября 2007 года.

Довод в кассационной жалобе о том, что военный комиссариат Саратовской области является ненадлежащим ответчиком, аналогичен доводу, приведённому ответчиком при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции.

Суд правильно признал данный довод несостоятельным, указав в решении нормы законодательства, исходя из которых, обязанность по перерасчету пенсии истцу с учётом повышения тарифной ставки оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,5, должна быть возложена именно на военный комиссариат Саратовской области.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом необоснованно в мотивировочной части решения приведена статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в редакции, не действующей на момент рассмотрения спора, несостоятельна. Суд при разрешении спора правомерно сослался на указанную норму в редакции Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, поскольку именно она действовала на момент возникновения спорных правоотношений (т.е. на момент назначения Лепаеву A.B. пенсии за выслугу лет).

Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Саратовского областного суда от 14 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 32-Г11-36

ГПК РФ Статья 354. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры




Лучшие юристыЛучшие юристы

онлайн
Фото юриста
Степанова Татьяна
г. Санкт-Петербург
рейтинг: 15
Телефон: +79213445674
онлайн
Фото юриста
Коломиец Валерий Юрьевич
г. Анадырь, Санкт-Петербург
рейтинг: 0

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх