Дело № 34-Г11-19

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 декабря 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №34-Г11-19

от 23 декабря 2011 года

 

председательствующего Т.И. Ерёменко

при секретаре А.Е. Васильченко

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Иванова [скрыто] о возложении на Мурманскую

территориальную избирательную комиссию обязанности принять решение, по кассационной жалобе представителя Баранова E.H. в интересах заявителя Иванова A.C. на решение Мурманского областного суда от 3 декабря 2011 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенностям Избирательной комиссии Мурманской области и Мурманской территориальной избирательной комиссии М.Ю. Горлова, возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 октября 2011 года № 9/72 Иванов A.C. зарегистрирован кандидатом в депутаты Мурманской областной Думы пятого созыва по Мурманскому одномандатному избирательному округу № 6.

Иванов A.C. обратился в суд с заявлением о возложении на Мурманскую территориальную избирательную комиссию обязанности принять решение о выдаче на избирательных участках, образованных в соответствии с решениями данной избирательной комиссии от 18 ноября 2011 года №21/150 и №21/151, а также от 24 ноября 2011 года №23/161, бюллетеней для голосования по мажоритарным округам только тем избирателям, чье место жительства находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов.

Заявитель мотивировал требования тем, что вышеуказанными решениями Мурманской территориальной избирательной комиссии образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при проведении выборов депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва на предприятиях, которые не являются предприятиями с непрерывным циклом работы, вследствие чего избиратели - работники таких предприятий, место жительства и место работы которых расположены на территории различных избирательных округов, при голосовании по мажоритарному округу не участвуют в выборах депутата из числа кандидатов, зарегистрированных по избирательному округу, на территории которого избиратели проживают.

В судебном заседании представитель Иванова A.C. - Баранов E.H. требования поддержал, пояснил, что для недопущения нарушения избирательных прав кандидата в депутаты Иванова A.C. просит обязать Мурманскую территориальную избирательную комиссию принять решение о выдаче бюллетеней для голосования по мажоритарным избирательным округам тем избирателям, место жительства которых находится в том же избирательном округе, что и место работы в день выборов.

Мурманская территориальная избирательная комиссия просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Мурманского областного суда от 3 декабря 2011 года в удовлетворении требований Иванова A.C. отказано.

В кассационной жалобе представитель Баранов E.H. в интересах Иванова A.C. просит указанное решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на допущенные судом неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места

жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Пунктами 2 и 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено образование избирательных участков соответствующими избирательными комиссиями в местах временного пребывания избирателей. Такие избирательные участки, по общему правилу, входят в избирательные округа по месту их расположения и образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией -не позднее, чем за три дня до дня голосования.

Из представленного в деле приложения № 1 к решению Мурманской территориальной избирательной комиссии от 15 ноября 2011 года № 20/141 усматривается, что по Мурманскому одномандатному избирательному округу № 6 по выборам депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва, по которому зарегистрирован кандидат Иванов A.C., распределено всего 19 избирательных участков, в том числе, два избирательных участка, образованных в местах временного пребывания избирателей.

Судом установлено, что Мурманская территориальная избирательная комиссия 18 и 24 ноября 2011 года приняла решения № 21/150 и № 23/161 соответственно, которыми на территории г. Мурманска образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей в местах их временного пребывания на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва, назначенных на 4 декабря 2011 года.

Кроме того, 18 ноября 2011 года Мурманской территориальной избирательной комиссией принято решение № 21/151, впоследствии измененное решением от 1 декабря 2011 года № 25/174, о закреплении предприятий с непрерывным циклом работы г. Мурманска за избирательными участками по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва для организации голосования избирателей г. Мурманска, работающих на таких предприятиях.

Согласно приложению № 1 к решению Мурманской территориальной избирательной комиссии от 18 ноября 2011 года № 21/151 за пятью избирательными участками из числа участков, образованных в границах Мурманского одномандатного избирательного округа № 6, закреплены предприятия с непрерывным циклом работы для

участия работающих избирателей в выборах депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно исходил из того, что законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, а избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования (пункт 4 статьи 4 и пункт 17 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Правильно применив нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, суд первой инстанции правомерно признал, что заявителем поставлен вопрос о возложении на избирательную комиссию обязанности принять решение, ограничивающее право участвовать в голосовании на выборах депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва по одномандатным избирательным округам избирателей, находящихся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), и включенных в список избирателей на избирательных участках по месту их временного пребывания, что противоречит требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что Мурманской территориальной избирательной комиссией не допущено незаконного бездействия в форме уклонения от принятия решения, предусмотренного законом, и отказал в удовлетворении требований Иванова A.C.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иное толкование норм избирательного законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований к отмене обжалуемого судебного постановления, предусмотренных статьями 362364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Мурманского областного суда от 3 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Баранова

Статьи законов по Делу № 34-Г11-19

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх