Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 4 февраля 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция |
Категория | Гражданские дела |
Докладчик | Александров Валентин Николаевич |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 35-АПГ16-1
г. Москва | 4 февраля 2016 г. |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего | Александрова В.Н., |
судей | Абакумовой И.Д. и Никифорова СБ. |
при секретаре | Макаровой Т.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» о признании недействующими приказов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2014 г.
№ 461-нп «Об установлении специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Тверь» на территории Тверской области» и от 16 января 2015 г. № 2-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2014 № 461-нп» по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского областного суда от 22 октября 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей ООО «Тверская генерация» Назарова Д.Г., Большакова Д.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области Волченко В.С, представителей Правительства Тверской области Цветковой М.А., открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» Кирсеневой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (далее - ООО «Тверская генерация») обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказов Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 декабря 2014 г. № 461-нп «Об установление специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Тверь» на территории Тверской области» и от 16 января 2015 г. № 2-нп «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29.12.2014 № 461-нп» (далее - приказ от 29 декабря 2014 г.
№ 461-нп и приказ от 16 января 2015 г. № 2-нп) в части установления специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на период с 1 января по 30 июня 2015 г. в размере 116,20 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС, кроме того, дополнительных налоговых платежей в размере 29,05 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС, со дня их принятия.
Решением Тверского областного суда от 22 октября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Тверская генерация» обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Тверской области, открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь» (далее - ОАО «Газпром газораспределение Тверь»), Правительство Тверской области представили возражения.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Тверской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 г.
№ 141-пп, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее - ГУ РЭК Тверской области, тарифный орган, орган регулирования) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области, и контроль за их применением.
Пунктом 17 указанного Положения установлено, что в сфере регулирования тарифов на природный и сжиженный газ ГУ РЭК Тверской области утверждает размер специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.
Приказом от 29 декабря 2014 г. № 461-нп тарифным органом на территории Тверской области установлена на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Тверь» для финансирования программ газификации на территории Тверской области, применяемая ко всем группам потребителей, кроме населения, в размере 124,92 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС, кроме того, дополнительные налоговые платежи в размере 31,23 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС. I Приказом от 16 января 2015 г. № 2-нп в приказ от 29 декабря 2014 г.
№ 461-нп внесены изменения, пункт 1 изложен в новой редакции, согласно которой установлена специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Тверь» для финансирования программ газификации на территории Тверской области, применяемая ко всем группам потребителей, кроме населения, с календарной разбивкой в следующем размере: - на период с 1 января по 30 июня 2015 г. в размере 116,20 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС, кроме того, дополнительные налоговые платежи в размере 29,05 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС; - на период с 1 июля по 31 декабря 2015 г. в размере 124,92 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС, кроме того, дополнительные налоговые платежи в размере 31,23 руб./ЮОО куб.м. без учета НДС.
Текст данного приказа опубликован 17 января 2015 г. в газете «Тверская жизнь», № 4.
В обоснование заявленного требования ООО «Тверская генерация» сослалось на то, что названные приказы не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации», пункту 6 Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 г. № 154-э/4, а также нарушают требования статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты органом регулирования в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры его принятия и не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования специальных надбавок к тарифам на транспортные услуги.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 31 марта 1999 г.
№ 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Порядок введения специальных надбавок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации», в соответствии с пунктом 1 которого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.
Во исполнение указанных нормативных актов разработана Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утвержденная приказом Федеральной службы по тарифам от 21 июня 2011 г. № 154-э/4, которой установлен расчет размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Тверской области от 2 июня 2015 г. № 262-пп утверждена Программа газификации Тверской области на 2015 год, финансируемая за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Тверь», предусматривающая проектирование и строительство семи объектов газоснабжения в г. Твери и Тверской области в период с июня по декабрь 2015 года (пункты 1,2).
В рамках реализации протокольного решения рабочего совещания по вопросам развития газораспределительной инфраструктуры на территории Тверской области от 19 сентября 2014 г. Министерство топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства письмом от 3 декабря 2014 г. № 3679/04 направило проект Программы газификации Тверской области на 2015 год, осуществляемой за счет специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Тверь».
Размер финансирования мероприятий проекта Программы газификации Тверской области на 2015 год составляет 196 819, 74 тыс. руб: -1 полугодие 2015 года - 107 919,36 тыс. руб.; - II полугодие 2015 года - 88 900,38 тыс. руб..
ОАО «Газпром газораспределение Тверь» 8 декабря 2014 г. обратилось в ГУ РЭК Тверской области об установлении специальной надбавки.
Нарушений ГУ РЭК Тверской области порядка принятия оспариваемых приказов Судебной коллегией не установлено.
В соответствии с пунктом 23 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 г.
№ 141-пп, для определения основных направлений деятельности ГУ РЭК Тверской области и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление.
Правление ГУ РЭК Тверской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Регламентом работы Правления, утвержденным приказом ГУ РЭК Тверской области от 22 ноября 2013 г. № 30-ОД (далее - Регламент).
Как следует из протоколов заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 г. № 42 и 16 января 2015 г. № 1, решение об установлении специальной надбавки принято Правлением после заслушивания доклада консультанта отдела регулирования элетроэнергетической отрасли, выполнявшего расчет специальной надбавки, и проверки принятого к рассмотрению заявления на предмет наличия оснований для установления тарифов, что соответствует положениям пунктов 2.9 и 2.10 Регламента.
В части доводов о непроведении по делу экспертизы об установлении тарифов, что, по мнению заявителя, нарушает пункты 4.2.1 и 4.2.2 Регламента, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что для утверждения специальной надбавки к тарифам обязательное проведение экспертизы не предусмотрено.
Органом регулирования при расчете специальной надбавки принято во внимание, что альтернативные источники финансирования утвержденной программы газификации в рассматриваемом периоде отсутствуют, выпадающие доходы газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям не заявлены.
Также суд первой инстанции признал правильным расчет среднего размера специальной надбавки, не превышающей 25 процентов (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей.
Доводы заявителя о принятии решения об установлении размера специальных надбавок и, соответственно, дополнительных налоговых платежей, на период с января по май 2015 года включительно, без учета фактических затрат ОАО «Газпром газораспределение Тверь» на финансирование Программы газификации Тверской области на 2015 год, утвержденной Правительством Тверской области только в июне 2015 года, и наличии нарушений пункта 6 упомянутой Методики при ее установлении, подлежат отклонению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» программы газификации должны содержать перечень объектов строительства, объемы их финансирования (с распределением по конкретным объектам) и график строительных работ.
Средства, привлекаемые за счет специальных надбавок, направляются на финансирование газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной указанными программами, а также на компенсацию выпадающих доходов газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, но не более 70 процентов общей суммы привлекаемых средств.
Согласно пункту 6 Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации расчет специальных надбавок производится исходя из получения газораспределительной организацией планируемого объема выручки в размере, необходимом для финансирования утвержденной программы газификации и уплаты возникающего при этом налога на прибыль.
Следовательно, без утверждения специальных надбавок, расчет которых производится исходя из получения газораспределительной организацией планируемого объема выручки, невозможно определение объема финансирования конкретных объемов строительства.
Отклоняется ссылка заявителя на нарушение оспариваемыми приказами статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления запрета действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, поскольку доказательства злоупотребления ОАО «Газпром газораспределение Тверь» доминирующим положением на рынке транспортировки газа административным истцом не представлены.
Судебная коллегия учитывает и то, что ООО «Тверская генерация» является теплоснабжающей организацией. Расходы на покупку природного газа в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ей возмещаются посредством включения в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на производство и передачу тепловой энергии.
Как пояснял в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций представитель ГУ РЭК Тверской области, Программа газификации стала применяться со 2 июня 2015 г.
Каких-либо доказательств того, что административный истец в январе-мае 2015 года производил оплату специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа, материалы дела не содержат, в связи с чем его права и интересы оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Тверского областного суда от 22 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» - без удовлетворен! Председательствующий Судьи