Дело № 35-Г11-24

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 августа 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №35-Г11-24

от 3 августа 2011 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

при секретаре Д.В. Птицыной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3.6 - 3.8 раздела Ш и подпунктов «к» - «н» пункта 4.1 раздела IV Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 178-па (в редакции от 29 декабря 2010 года) по кассационной жалобе администрации Тверской области на решение Тверского областного суда от 23 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Волжского межрегионального природоохранной прокуратуры Генеральной Д.С. Павлова, полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Администрацией Тверской области 11 июля 2006 года принято постановление № 178-па «Об утверждении Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, которое официально опубликовано в издании «Тверская жизнь» № 154 от 17 августа 2006 года.

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Тверской областной суд с заявлением об

оспаривании пунктов 3.6-3.8 раздела Ш и подпунктов «к» - «н» пункта 4.1 раздела IV Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного названным постановлением администрации Тверской области, ссылаясь на то, что оспариваемыми нормами на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области возложены функции государственного экологического контроля, что противоречит требованиям ст. 65 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Администрация Тверской области просила суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Решением Тверского областного суда от 23 мая 2011 года заявленные прокурором требования удовлетворены.

Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п.п. 3.6-3.8 раздела Ш и подпункты «к»-«н» пункта 4.1 раздела V Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 178-па (в редакции от 29 декабря 2010 года).

В кассационной жалобе администрация Тверской области просит об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В соответствии с пунктом «в» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Оспариваемыми прокурором нормами предусмотрено, что Департамент осуществляет государственный контроль и государственный контроль и надзор:

а) в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Тверской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

б) за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (государственный охотничий контроль и надзор) на территории

Тверской области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (государственный охотничий контроль и надзор), находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

в) за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении охоты;

г) за оборотом продукции охоты;

д) за использованием и охраной водных объектов на территории Тверской области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному контролю и надзору;

е) за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр на территории Тверской области в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;

ж) за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

з) за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) за осуществлением платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

к) за организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

л) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Кроме того, Департамент осуществляет рассмотрение административных дел и принятие решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и граждан за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законом Тверской области от 14.07.2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях», в пределах своей компетенции.

Департамент осуществляет утверждение планов проведения проверок в рамках осуществления государственного контроля и надзора.

Также Департамент уполномочен обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном

порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, объектов животного мира, водного и иного природоохранного законодательства; выносить постановления о привлечении юридических и физических (должностных) лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законом Тверской области «Об административных правонарушениях», в пределах своей компетенции.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что анализ всех норм оспариваемого нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что данный нормативный акт совмещает функции государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

С учетом того, что оспариваемыми в настоящем деле нормами на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области возложены функции хозяйственного использования природных ресурсов и экологического контроля в области охраны окружающей среды, суд пришел к выводу о том, что совмещение таких функций противоречит положениям ст. 65 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Поскольку редакция ст. 65 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» изменена в связи с принятием Федерального Закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в новой редакции ст. 65 названного Закона (новая редакция вступила в силу 1 августа 2011 года) не предусматривается запрета на совмещение функций хозяйственного использования природных ресурсов и экологического контроля в области охраны окружающей среды, постановленное по делу решение подлежит отмене.

Кроме того, признавая оспариваемые прокурором нормы недействующими, областной суд сослался лишь на то, что имеется совмещение хозяйственных и контролирующих функций и не указал на наличие иных мотивов, по которым Положение о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденное постановлением администрации Тверской области от 11 июля 2006 года № 178-па противоречит федеральному законодательству и может быть признано недействующим.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что субъектами хозяйственного использования природных ресурсов являются, прежде всего, физические и юридические лица, цель которых -получение материальной выгоды, а не органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в сфере

природоиспользования, что нельзя отнести к хозяйственному использованию природных ресурсов.

Полномочия, предоставленные департаменту оспариваемым нормативным актом, относятся к полномочиям в сфере государственного управления в области охраны и использования окружающей среды, а не хозяйственной деятельности.

В связи с изложенным, нельзя признать правильным вывод суда о противоречии оспариваемых положений пункту 6 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Тверского областного суда от 23 мая 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований об оспаривании пунктов 3.6 - 3.8 раздела Ш и подпунктов «к» - «н» пункта 4.1 раздела IV Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 1 ^я^ДД^^ода № 178-па (в редакции от 29 декабря 2010 года).

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 35-Г11-24

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх