Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 20 августа 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Анишина Вера Ивановна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 36-АПГ13-9
г. Москва 20 августа 2013 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А. при секретаре Паршиной М.И.рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овчинникова О Г об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от 9 июля 2013 г. № 44/203-3 «Об отказе Овчинникову О Г в регистрации кандидатом в депутаты Смоленской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 19» по апелляционной жалобе Овчинникова О.Г. на решение Смоленского областного суда от 7 августа 2013 года, которым в удовлетворении его заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Овчинникова О.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы Председателя территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Сафоновский район» Симоновой Л.П. и представителя этой же комиссии Федькиной Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Смоленской областной Думы от 30 мая 2013 г. № 333 на 8 сентября 2013 г. назначены выборы депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Смоленской области от 11 апреля 2013 г. № 98/616-5 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 по выборам депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (далее - ТИК).
Постановлением ТИК от 9 июля 2013 г. № 44/203-3 Овчинникову О.Г., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты в соответствии со статьями 34, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), статьями 20 и 23 областного закона Смоленской области от 30 мая 2007 г. № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной думы» (далее - Областной закон) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Овчинников О.Г. обратился в суд с заявлением, уточнив требования, просил отменить постановление ТИК от 9 июля 2013 г. № 44/203-3, ссылаясь на то, что согласно пункту 6.3 статьи 38 указанного Федерального закона недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, таких подписей в представленных им подписных листах всего четыре; количество оставшихся 183 достоверных подписей достаточно для регистрации его кандидатом в депутаты. Все остальные недостатки подписей влекут их недействительность, однако такие подписи должны учитываться как достоверные.
Решением Смоленского областного суда от 7 августа 2013 г. в удовлетворении заявления Овчинникова О.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Овчинников О.Г. просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
о Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 приведенного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 20 областного закона Смоленской области от ЗОмая 2007 г. № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной думы» в поддержку выдвижения кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам в порядке самовыдвижения, собираются подписи избирателей.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 указанного Федерального закона).
В силу пункта 6.3 статьи 38 названного Федерального закона недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены основания для признания подписей недействительными.
Аналогичные положения содержатся в статье 22 областного закона Смоленской области от 30 мая 2007 г. № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной думы».
В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данных Федеральным законом, иным законом.
Согласно постановлению ТИК от 1 июня 2013 г. №37/179-3 количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 19 в порядке самовыдвижения, составляет !70 подписей. Количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 17 подписей.
Рассматривая настоящее дело, суд установил, что 1 июля 2013 г.
Овчинниковым О.Г представлено 50 подписных листов с 187 подписями избирателей, по результатам проверки которых, признаны недостоверными и недействительными 42 подписи. Таким образом, число достоверных составило 145 подписей.
Учитывая, что количества 145 подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, ТИК обоснованно отказала Овчинникову О.Г. в регистрации кандидатом в депутаты Смоленской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 19. Суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления избирательной комиссии. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Судебная коллегия, рассматривая дело в апелляционном производстве, не находит возможным согласиться с позицией Овчинникова О.Г. о необходимости учитывать для регистрации кандидата подписи, признанные недействительными, но не признанные недостоверными, полагая при этом, что для регистрации кандидата могут учитываться только достоверные подписи, к числу которых могут быть отнесены в силу закона подписи избирателей не признанные в установленном порядке недостоверными и недействительными, противное означало бы возможность регистрации кандидата на основе подписей избирателей, признанных недействительными в соответствии с требованиями избирательного законодательства, что исключается исходя из самого смысла норм закона о проверке соответствующей избирательной комиссией подписей избирателей, содержащихся в подписных листах и признания их недействительными в случае выявления оснований, перечисленных в законе.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись судом, получили правильную опенку в решении в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе получили оценку все заключения экспертов по данному делу, и по существу доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Смоленского областного суда от 7 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчинникова О.Г. - без удовлетворения.