Дело № 37-АПГ14-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 апреля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 37-АПГ14-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 16 апреля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующегоПирожкова В.Н.,
судейГорчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретареДарькине А. О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» на решение Орловского областного суда от 27 декабря 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» о признании недействующим и противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, приказа Управления по тарифам Орловской области от 17 декабря 2012 года № 1837-т «Об установлении тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области, выполняемые открытым акционерным обществом «Центральная пригородная пассажирская компания».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О. А., объяснения представителей ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Лариной А.Ю., Михеева Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Управления по тарифам Орловской области Рыкова Ю.Ф., уГайдукова Р.М., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Ковальского В.Д., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Управления по тарифам Орловской области от 17 декабря 2012 года № 1837-т для ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» установлен тариф на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области на один тарифный пояс (10 км) в размере 16,5 руб. Приказ вступил в законную силу с января 2013 1 года.

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» обратилось Орловский областной суд с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействующим названного приказа в полном объеме как противоречащего пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

В обоснование заявления общество указало, что при установлении тарифа не были приняты во внимание расчеты и иные обосновывающие документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень его затрат, не производился расчет тарифа с применением Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 на 2013 год. Если бы названная Методика применялась, то тариф в размере 16,5 руб. на один тарифный пояс (10 км) должен был обеспечивать безубыточность общества в соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ. Между тем, тариф в размере 16,5 руб. не покрывает экономически обоснованных затрат перевозчика, о чем свидетельствует финансово-хозяйственная деятельность общества на территории Орловской области.

По мнению заявителя, нарушены требования пункта 10 Административного регламента предоставления Управлением по тарифам Орловской области государственной услуги по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденного приказом Управления по тарифам Орловской области от 31 мая 2012 года, в связи с установлением тарифа для общества спустя 5 месяцев после принятия заявления, и пункта 17 регламента в связи с приостановлением без законных оснований дела по установлению тарифа.

Заявитель пояснил, что обжалуемый приказ лишает его в последующем права получения возмещения экономически обоснованных затрат (убытков), возникших в связи с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по установленному тарифу на территории Орловской области.

Решением Орловского областного суда от 27 декабря 2013 года в удовлетворении заявления ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», предусматривающей, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 перечня).

Согласно Положению об Управлении по тарифам Орловской области, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 30 апреля 2009 года № 27, Управление является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги). В соответствии с подпунктом 55 пункта 4 Положения Управление устанавливает тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

Принимая во внимание изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий Управления по тарифам Орловской области.

Согласно статье 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 Методики).

Разрешая заявление, суд пришел к выводу о том, что при установлении для ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» тарифа на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Управлением по тарифам Орловской области была применена названная выше Методика, в частности, ее пункты 23.7.2.2, 22.9.2.2, 22.9.2.4. Как следует из экспертного заключения, экспертами скорректирован расчет затрат общества и установлен тариф на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области в размере 18,93 руб.

Между тем, оспариваемым приказом Управления по тарифам Орловской области для ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» установлен тариф на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 16,5 руб. на один тарифный пояс (10 км).

Таковой тариф был установлен с учетом прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, разработанного Министерством экономического развития РФ, и обеспечения доступности пригородных перевозок.

По мнению Судебной коллегии, вывод суда о том, что при установлении названного тарифа не допущено нарушения действующего законодательства, является правильным.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определены основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт призван, в частности, своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования (статья 4 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ).

Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» согласно его статье 1 определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643, предусматривает, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами (пункт 4).

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, разработанному Министерством экономического развития РФ, изменение тарифов на пассажирские перевозки предусматривает рост ежегодно на 10 %.

Тариф, установленный оспариваемым приказом Управления по тарифам Орловской области, находится в пределах значений, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

При таких данных следует согласиться с выводом суда о том, что тариф в размере 18,93 руб. (согласно экспертному заключению) и выше (по заявлению ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» тариф должен составлять 46,70 руб.) не будет обеспечивать доступность железнодорожного транспорта пригородного сообщения для жителей Орловской области, поскольку превышает размер тарифа предыдущего года более чем на 10 %.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот, преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 29 декабря 2010 года № 461 утвержден Порядок предоставления ежеквартальной компенсации выпадающих доходов организациям железнодорожного транспорта от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Орловской области, которым определен механизм предоставления соответствующей компенсации.

Таким образом, заявителю гарантировано право на компенсацию выпадающих доходов, поэтому его довод о невозможности получения возмещения убытков от перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по тарифу 16,5 руб. основанием к отмене решения суда явиться не может.

В процессе рассмотрения дела судом проверены доводы заявителя о нарушении требований Административного регламента предоставления Управлением по тарифам Орловской области государственной услуги по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденного приказом Управления по тарифам Орловской области от 31 мая 2012 года № 572-т, в части срока установления тарифа и приостановления дела по установлению тарифа.

Суд правильно указал в решении, что был соблюден шестимесячный срок (со дня регистрации поступившего предложения) рассмотрения вопроса по установлению тарифа, предусмотренный Порядком рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 19 августа 2011 года № 506-Т. Названный Порядок обладает большей юридической силой, чем Административный регламент, утвержденный приказом Управления по тарифам Орловской области от 31 мая 2012 года № 572-т.

Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.

Доводы апелляционной жалобы ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» основаниями к отмене решения суда явиться не могут, поскольку аналогичны заявлявшимся при обращении в суд. По этим доводам в решении имеются суждения суда. Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Орловского областного суда от 27 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» - без удовлетворения.

Председательствующи Судьи

Статьи законов по Делу № 37-АПГ14-2

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
ответов за неделю: 7
Телефон: WhatsApp: +79627437356
Телефон: 9060684949


Загрузка
Наверх