Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 8 июля 2013 г., Частное определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Ерёменко Татьяна Ивановна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №4-АПГ13-7
от 5 июля 2013 года
судей Гуляевой Г.А., Назаровой А.М. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Протопопова [скрыто] к Государственному учреждению - Управлению
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
Протопопов А.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом
Президента Российской Федерации от 23 августа 2000г. № 1563, без учёта страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, признании незаконным решения пенсионного органа № 602 от 5 марта 2012г. об отказе в перерасчёте размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности произвести перерасчёт дополнительного материального обеспечения с учётом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
В обоснование своих требований истец указал на то, что работал в организации ядерного оружейного комплекса [скрыто]» 33 года 3 месяца. С 19 января 2012г. ему назначено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение. При назначении дополнительного материального обеспечения ответчиком учтён только стаж его работы с занятостью в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», - 13 лет 10 месяцев, при этом не учтён общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подпункту «б» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000г. № 1563.
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск от 5 марта 2012г. № 602 в перерасчёте дополнительного материального обеспечения с учётом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса Протопопову А.Ф. отказано. В связи с этим истец просил суд признать незаконным указанное решение пенсионного органа, возложить обязанность на ответчика произвести перерасчёт дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учётом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса 33 года 3 месяца с даты назначения дополнительного материального обеспечения - с 19 января 2012г.
Решением Северского городского суда Томской области от 19 июня 2012г. иск Протопопова А.Ф. удовлетворён. Назначение ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Протопопову А.Ф. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000г. № 1563, без учёта страхового стажа работы 33 года 3 месяца в организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и решение пенсионного органа от 5 марта 2012г. № 602 об отказе Протопопову А.Ф. в перерасчёте размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения признаны незаконными; на ответчика возложена обязанность назначить Протопопову А.Ф. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учётом страхового стажа работы 33 года 3 месяца в организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и произвести перерасчёт размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального
обеспечения с учётом данного стажа со дня его установления - с 19 января 2012г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 августа 2012г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на то, что судебными инстанциями при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013г. передано с кассационной жалобой ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с делом, в суд не явились и не сообщили о причинах неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что Протопопову А.Ф. с 14 июня 2007г. назначена досрочная трудовая пенсия по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В период с 5 октября 1978г. по 17 января 2012г. он работал на Сибирском химическом комбинате. Общий стаж его работы в организации, осуществляющей виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составляет 33 года 3 месяца, из них страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000г. № 1563, - 13 лет 10 месяцев.
На основании заявления Протопопова А.Ф. от 19 января 2012г. ему как работнику ядерного оружейного комплекса с указанной даты решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области было назначено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, размер которого определён исходя из периода его работы с осуществлением видов деятельности, предусмотренных Перечнем (13 лет 10 месяцев).
Протопопов А.Ф. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учётом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса продолжительностью 33 года 3 месяца.
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск от 5 марта 2012г. № 602 Протопопову А.Ф. отказано в перерасчёте назначенного размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что гражданам, указанным в подпункте «б» пункта 2 Положения об установлении, выплате, перерасчёте и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005г. № 549, размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии подлежит увеличению на 1 % за каждый полный год работы сверх 20-летнего общего страхового стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Учитывая, что страховой стаж работы истца в организациях ядерного оружейного комплекса составляет 33 года 3 месяца, что превышает 20-летний страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости мужчинам по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд пришёл к выводу о том, что истец имеет право на увеличение суммарного размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учётом превышения необходимого страхового стажа на 13 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем, Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а
также утверждён Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой даёт право на социальную поддержку (пункт 1 Указа).
Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчёте и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005г. № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2010г. № 328), определённым категориям граждан, в частности, гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абзац 3 пункта 2 Указа, подпункт «б» пункта 2 Положения).
Пунктом 9 Положения установлено, что минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.
В соответствии с пунктом 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Из анализа, основанного на толковании приведенных правовых норм, суд пришёл к выводу о том, что гражданам, указанным в подпункте «б» пункта 2 Положения, размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии подлежит увеличению на 1% за каждый полный год работы сверх 20-летнего общего страхового стажа, требуемого для назначения мужчинам досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Однако, в соответствии с Указом и Положением, регулирующими возникшие правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
При разрешении настоящего спора суд не учёл, что согласно абзацу 2 подпункта «б» пункта 2 Положения в стаж, дающий право на установление дополнительного обеспечения указанным в данном подпункте гражданам, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных Перечнем.
Как видно из материалов дела, стаж продолжительностью 13 лет 10 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтён при исчислении размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии Протопопову А.Ф., относящемуся к категории граждан, указанных в абзаце 3 пункта 2 Указа и подпункте «б» пункта 2 Положения.
Судебная коллегия полагает, что оснований для учёта общего страхового стажа работы Протопопову А.Ф. в организации ядерного оружейного комплекса при назначении ему дополнительного материального обеспечения у ответчика не имелось.
Учёт же общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только для граждан, которые перечислены в абзаце 2 пункта 2 Указа, подпункте «а» пункта 2 Положения - граждане, награждённые орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет, к которым истец не относится.
С учётом изложенного состоявшиеся по делу судебные постановления законными быть признаны не могут и подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
решение Северского городского суда Томской области от 19 июня 2012 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 августа 2012 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Протопопова [скрыто] к Государственному учреждению -
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000г. № 1563, без учёта страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, признании незаконным решения пенсионного органа № 602 от 5 марта 2012г. об отказе в перерасчёте размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности произвести перерасчёт дополнительного материального обеспечения с учётом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения отказать.