Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 29 июля 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Анишина Вера Ивановна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №4-АПГ13-8
от 29 июля 2013 года
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крыжова [скрыто] и Московского областного
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Крыжова СБ., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Избирательной комиссии Московской области Селекзянова O.E., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 26 мая 2011 г. № 2-32/214-ГС сформирована избирательная комиссия городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
25 июля 2012 г. Советом депутатов городского поселения Сергиев Посад принято решение № 2-56/289-ГС об обращении в Избирательную комиссию Московской области с ходатайством о возложении полномочий по организации и проведению выборов главы городского поселения Сергиев Посад 14 октября 2012 г. на территориальную избирательную комиссию Сергиево-Посадского муниципального района.
Избирательная комиссия Московской области, рассмотрев указанное ходатайство Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, приняла решение от 25 июля 2012 г. № 69/958-5, которым на территориальную избирательную комиссию Сергиево-Посадского района возложила полномочия избирательной комиссии городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района.
Московское областное региональное отделение Российской объединенной демократической партии «Яблоко» (далее - МОРО РОДП «ЯБЛОКО») и житель г. [скрыто] Крыжов СБ. обратились в суд с
заявлением, уточнив требования, просили суд обязать Избирательную комиссию Московской области отменить решение от 25 июля 2012 г. №69/958-5, ссылаясь на то, что Совет депутатов городского поселения Сергиев Посад ходатайствовал о временном возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию только для проведения выборов главы городского поселения Сергиев Посад, назначенных на 14 октября 2012 г. По мнению заявителей, возложение полномочий муниципальной комиссии на территориальную комиссию на неопределенный срок является превышением компетенции Избирательной комиссии Московской области.
Более того, Уставом городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области не предусматривались правомочия Избирательной комиссии Московской области возлагать полномочия избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию.
Заявитель Крыжов СБ. также полагает, что с внесением изменений в пункт 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оспариваемое решение Избирательной комиссии Московской области вступило в противоречие с новым требованием Федерального закона о том, что возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную возможно, если последняя действует в пределах границ данного муниципального образования.
Кроме того, Крыжов СБ. ссылался на нарушение его субъективных прав, поскольку, имея намерение выдвинуть свою кандидатуру на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, он не знает, в какую из двух комиссий он должен подавать документы.
Таким образом, нарушения при формировании избирательной комиссии, организующей выборы, могут повлечь отмену решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в целом по муниципальному образованию.
Решением Московского областного суда от 11 июля 2013 г. в удовлетворении заявления Крыжова СБ. и МОРО РОДП «ЯБЛОКО» отказано.
В апелляционной жалобе Крыжов СБ. и МОРО РОДП «ЯБЛОКО» просят решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на время принятия оспариваемого решения) полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит.
Аналогичная норма содержалась в части 3 статьи 12 Закона Московской области от 11 июля 2006 г. № 101/2006-03 «О муниципальных выборах в Московской области», действовавшего на момент принятия оспариваемого решения.
В настоящее время пункт 4 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 12 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. №46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области».
17 февраля 2010 г. на основании пункта 9 статьи 21 указанного Федерального закона и в целях реализации статей 22, 24 - 27 данного Федерального закона Центральной избирательной комиссией Российской Федерации издано постановление № 192/1337-5, пунктом 1 которого утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.
Как следует из материалов дела, 13 июня 2013 г. председатель Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Большаков И.Е. обратился в Избирательную комиссию Московской области с запросом о правомочности исполнения территориальной избирательной комиссией Сергиево-Посадского района полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад.
Письмом от 17 июня 2013 г. № 01-18/1160 Избирательная комиссия Московской области подтвердила возложение полномочий избирательной комиссии городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Сергиево-Посадского района без указания срока, на который указанные полномочия возложены, а также сообщила, что установление срока, в течение которого территориальная избирательная комиссия будет исполнять полномочия избирательной комиссии муниципального образования, в силу пункта 2.4 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5, является прерогативой Избирательной комиссии Московской области.
Кроме того, в письме также сообщалось, что Избирательная комиссия Московской области признает утратившим силу решение от 25 июля 2012
г. № 69/958-5 в случае обращения Совета депутатов с ходатайством об отмене этого решения.
13 июня 2013 г. состоялось семьдесят второе очередное заседание Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, на котором рассматривался вопрос об обращении в Избирательную комиссию Московской области с просьбой принять решение о прекращении действия решения Избирательной комиссии Московской области от 25 июля 2012 г. № 69/958-5 «О возложении полномочий избирательной комиссии городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на территориальную избирательную комиссию Сергиево-Посадского района».
Большинством голосов депутаты проголосовали против такого обращения в Избирательную комиссию Московской области.
Решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 19 июня 2013 г. № 2-72/369-ГС назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на 8 сентября 2013 г.
Разрешая данное дело, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных Крыжовым СБ. и МОРО РОДП «ЯБЛОКО» требований, поскольку установил, что оспариваемое решение Избирательной комиссии Московской области принято в пределах ее компетенции, с соблюдением установленной законом процедуры и действующему федеральному законодательству не противоречит. При этом суд обоснованно исходил из того, что прекращение действия решения о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию возможно -как и при возложении таких полномочий - только на основании обращения представительного органа этого муниципального образования.
Между тем Совет депутатов городского поселения Сергиев Посад, рассмотрев вопрос об обращении в Избирательную комиссию Московской области с ходатайством о прекращении действия решения Избирательной комиссии Московской области о возложении полномочий избирательной комиссии городского поселения Сергиев Посад на территориальную избирательную комиссию Сергиево-Посадского района, решение о таком обращении не принял.
Судом проверялся и обоснованно признан несостоятельным довод заявителей о несоответствии оспариваемого решения Уставу городского поселения Сергиев Посад, в котором не предусмотрено возложение полномочий избирательной комиссии данного муниципального образования на территориальную избирательную комиссию, поскольку возможность такого возложения полномочий установлена нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в данном случае Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Также суд правильно пришел к выводу о пропуске заявителями без уважительной причины трехмесячного срока для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Московского областного суда от 11 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Крыжова СБ. и Московского областного регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» - без удовлетворения.
Председательствующн Судьй-1
б
ГПК РФ | Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции |
ГПК РФ | Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции |