Дело № 41-Г10-13

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 мая 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №41-Г10-13

19 мая 2010 года

г. Москва

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Анишиной В.И., Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, кассационной жалобе Открытого акционерного общества «Десятый подшипниковый завод» (далее - ОАО «10-ГПЗ») на решение Ростовского областного суда от 24 февраля 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления ОАО «10-ГПЗ» о признании недействующим Постановления Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 61:44:07 25 04 в разрезе девятого вида разрешенного использования в размере 7 377,10 руб./кв.м. и кадастрового квартала 61:44:07 33 07 в разрезе девятого вида разрешенного использования в размере 6 860,98 руб./кв.м.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года № 212 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области» (далее -Постановление) утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области от 27 марта 2008 года № 0559 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области.

ОАО «10-ГПЗ» обратилось в Ростовский областной суд с заявлением о признании указанного Постановления недействующим в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 61:44:07 25 04 в разрезе девятого вида разрешенного использования в размере 7 377,10 руб./кв.м. и кадастрового квартала 61:44:07 33 07 в разрезе девятого вида разрешенного использования в размере 6 860,98 руб./кв.м.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником земельных участков земель поселений расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 20/98 «а» площадью 6 884 кв.м. с девятым разрешенным видом использования (для эксплуатации электроподстанции Р-9) и по адресу: ул. Пескова, д.1 площадью 201 559 кв.м., девятый разрешенный вид использования (для эксплуатации производственных и складских помещений). Утверждение удельных показателей кадастровой стоимости земель в размере 7 377,10 руб./кв.м. и в размере 6 860,98 руб./кв.м. приводит к тому, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость.

По мнению заявителя, Постановление Администрации области в обжалуемой части является незаконным и противоречит положениям статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункту 5 «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Кроме того, расчеты произведены с нарушением Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39.

ОАО «10-ГПЗ» полагает, что оспариваемое Постановление нарушает его права на уплату налога в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством.

Решением Ростовского областного суда от 24 февраля 2010 года в удовлетворении заявления ОАО «10-ГПЗ», отказано.

В кассационной жалобе ОАО «10-ГПЗ» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме.

В кассационном представлении прокурора, участвующего в деле, ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и её территориальных органов -Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39 (далее - Методические указания).

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета методическим указаниям;

о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Из материалов дела следует, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области проводились филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» по ЮФО (л.д.207-228 том 1).

По результатам проведенных работ ФГУП «ФКЦ «Земля» по ЮФО составлен отчет (л.д. 126-206 том №1), который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям.

По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, решение оформлено актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков (л.д.229-233 том №1).

Кроме того, судом установлено, что при определении кадастровой стоимости земельных участков соблюден также и Административный регламент по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков заявителей значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе не может свидетельствовать о недостоверности результатов проведенной в отношении земель Ростовской области кадастровой оценки, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.

Довод кассационной жалобы и кассационного представления о том, что акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков был представлен после опубликования постановления Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года № 212, что является нарушением процедуры принятия, проверялся в судебном заседании.

Суд пришел к обоснованному выводу, что имевшее место нарушение процедуры принятия оспариваемого акта не может повлечь его отмену в силу того, что постановление администрации Ростовской области вступило в законную силу с 1 января 2009 года, до проведения надлежащей проверки отчета не применялось, а, значит, никаких негативных правовых последствий для заявителей не повлекло.

Ссылки в кассационном представлении на то, что обжалуемое Постановление поступило в Донскую государственную публичную библиотеку 13 апреля 2009 года, следовательно, на момент вступления в силу опубликовано не было, не могут быть признаны правильными, поскольку оспариваемое постановление опубликовано в официальном порядке в печатном издании "Собрание правовых актов Ростовской области", 30 июня 2008 года, N 4, ст. 489, а значит на момент вступления в силу - 1 января 2009 года - было опубликовано. Момент поступления данного печатного издания в библиотеки Ростовской области правового значения для определения законности опубликования нормативного правового акта не имеет. Кроме того, Информация о средних удельных показателях кадастровой стоимости размещена на официальном сайте в сети Интернет, т.е. заинтересованным лицам обеспечена возможность ознакомления с ней.

Другие доводы кассационного представления и кассационной жалобы также не могут служить поводом для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ростовского областного суда от 24 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора, участвующего в деле, кассационную жалобу ОАО «10-ГПЗ» - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 41-Г10-13

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх