Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 10 октября 2012 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Анишина Вера Ивановна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №43-АПГ12-5
от 10 октября 2012 года
председательствующего Еременко Т.И., судей Анишиной В.И. и Меркулова В.П., при секретаре Завражнове М.Ю.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Открытого акционерного общества «Сарапульский электрогенераторный завод» Черепанова Д.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
24 ноября 2008 г. Правительством Удмуртской Республики принято Постановление № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года», которое официально опубликовано в «Собрании законодательства Удмуртской Республики» 24 декабря 2008 г., № 232.
Пунктом 1 указанного постановления утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. (приложение 1), пунктом 2 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г. (приложение 2), а пунктом 3 утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009г. № 116 (далее - Постановление) пунктами 1, 2 и 3 внесены изменения в приложения 1, 2 и 3 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. № 275.
Открытое акционерное общество «Сарапульский электрогенераторный завод» (далее - ОАО «СЭГЗ») обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. № 116 в части внесения изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. № 275, касающихся замены в пункте 18 раздела 12 «город Сарапул» цифры 538,69 на цифру 839,13, и в пункте 19 раздела 12 «город Сарапул» цифры 535,41 на цифру 661, 08.
В обоснование заявленных требований ОАО «СЭГЗ» указало, что владеет на праве собственности 24 земельными участками, расположенным в кадастровых кварталах 18:30:000027 и 18:30:00028, уплачивает земельный налог.
Оспариваемыми положениями изменен в сторону увеличения удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования «город Сарапул» по девятой группе вида разрешенного использования для кадастровых кварталов 18:30:000027 и 18:30:00028, на территории которых расположены земельные участки, находящиеся в собственности заявителя. Данные изменения увеличили кадастровую стоимость земельного участка, что привело ОАО «СЭГЗ» к обязанности платить налоговые платежи в большем размере.
По мнению заявителя, оспариваемое Постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято с нарушением установленной законом процедуры проведения кадастровой оценки земель, при отсутствии оснований для пересмотра ранее утвержденной кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель Правительства Удмуртской Республики заявленные требования не признал, пояснив, что вопросы, регулируемые оспариваемой нормой, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральному законодательству не противоречат. Основанием для принятия Постановления явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, которая была воспроизведена в Постановлении, отдельные положения которого оспариваются ОАО «СЭГЗ», а потом и в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена в порядке информационного взаимодействия на основании пояснительной записки путем принятия Постановления о внесении изменений в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. №275.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июля 2012г. заявление ОАО «СЭГЗ» удовлетворено, признано недействующим с момента принятия Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009г. № 116 «О внесении изменений в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» в части:
пункта 2, в части изменения цифры 538,69 (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования) на цифру 839,13 в пункте 18 раздела 12 «город Сарапул» приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. № 275;
пункта 2, в части изменения цифры 535,41 (удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования) на цифру 661,08 в пункте 19 раздела 12 «город Сарапул» приложения № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. № 275.
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда
апелляционной инстанции не явился представитель Правительства Удмуртской Республики .
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ).
Как усматривается из оспариваемого постановления, оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Разрешая заявление, суд установил, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оспариваемым актом, на основании пояснительной записки к проекту оспариваемого Постановления произвольно изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в связи с чем пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ОАО «СЭГЗ» о признании недействующими с момента принятия оспоренных положений Постановления.
Указанные обстоятельства в апелляционной жалобе Правительством Удмуртской Республики фактически не оспариваются. Решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) «Об исправлении технической ошибки» от 4 мая 2012г. №1800/12-19322 так же не может служить основанием к отмене решения суда и отказу в
удовлетворении требований заявителя, поскольку не свидетельствует о соблюдении установленного федеральным законодательством порядка принятия такого рода решений органами исполнительной власти Удмуртской Республики.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июля 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской