Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 14 января 2016 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция |
Категория | Гражданские дела |
Докладчик | Александров Валентин Николаевич |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № 44-АПГ15-24
г. Москва | 14 января 2016 г. |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего | Александрова В.Н., |
судей | Абакумовой И. Д., Меркулова В.П. |
при секретаре | Макаровой Т.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гонцова В М о признании недействующим пункта постановления Региональной 1 службы по тарифам Пермского края от 15 июля 2015 г. № 5-а «О предельных максимальных уровнях тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на краевых маршрутах пригородного сообщения, осуществляемые индивидуальным предпринимателем Гонцовым В М (Добрянский район)» по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 сентября 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителя Монаховой О.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
индивидуальный предприниматель Гонцов В.М. обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 15 июля 2015 г. № 5-а «О предельных максимальных уровнях тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на краевых маршрутах пригородного сообщения, осуществляемые индивидуальным предпринимателем Гонцовым В М (Добрянский район)».
Решением Пермского краевого суда от 10 сентября 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная служба по тарифам Пермского края обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Региональная служба по тарифам Пермского края, Федеральная антимонопольная служба, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данный перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с подпунктами 12, 55 пункта 55 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии законами Пермского края от 12 октября 2006 г. 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» и от 17 октября 2006 г. № 20-КЗ «О передаче органам местного самоуправления Пермского края государственных полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих, районных и межмуниципальных маршрутах городского, пригородного и междугородного сообщений» Правительством Пермского края принято постановление от 27 апреля 2007 г. № 78-п, которым утвержден Порядок организации транспортного обслуживания населения и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на краевых и межмуниципальных автобусных маршрутах.
Согласно пункту 5.1 указанного Порядка на краевых маршрутах пригородного сообщения регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом (кроме такси) осуществляется в соответствии с предельными максимальными уровнями, установленными Региональной энергетической комиссией Пермского края.
Исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, является Региональная служба по тарифам Пермского края.
Согласно пункту 3.6.2 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 5 августа 2013 г. № 1057-п), Региональная служба по тарифам Пермского края устанавливает предельные максимальные уровни тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта по краевым маршрутам пригородного сообщения (за исключением железнодорожного транспорта).
Решения правления Региональной службы оформляются постановлениями Региональной службы (пункт 5.6 названного Положения).
Реализуя полномочия, на основании материалов, представленных индивидуальным предпринимателем Гонцовым В.М. (Добрянский район), Региональная служба по тарифам Пермского края постановлением от 15 июля 2015 г. № 5-а установила с 26 июля 2015 г. предельный максимальный уровень тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на краевом маршруте пригородного сообщения «Добрянка - Пермь», осуществляемые индивидуальным предпринимателем Гонцовым В.М. (Добрянский район), в размере 1,85 руб. (с учетом НДС) за километр пути.
Постановление от 15 июля 2015 г. № 5-а принято уполномоченным органом, текст оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с пунктом 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края» опубликован 15 июля 2015 г. на официальном сайте Региональной службы по тарифам Пермского края, а также 20 июля 2015 г. в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актах губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 28.
Порядок регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на краевых маршрутах в Пермском крае не принят. Однако отсутствие методики и регламента регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа не может являться препятствием для исполнения законодательно установленной обязанности уполномоченного органа по установлению тарифа исходя из принципа экономической обоснованности.
Региональная служба по тарифам Пермского края 4 апреля 2014 г.
направила в адрес руководителей организаций письмо «О регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на краевых маршрутах пригородного сообщения», согласно которому организациям в срок до 1 мая 2014 г. предлагалось представить в орган регулирования заявление и материалы для установления тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на краевых маршрутах пригородного сообщения согласно приложению, в котором содержался перечень запрошенных документов: предложение об изменении тарифов, пояснительная записка с указанием факторов, повлекших принятие решения об изменении тарифов, технико-эксплуатационные показатели работы на маршруте (приложение 1), расчет экономически обоснованного тарифа предоставляемых услуг на соответствующий период времени (приложение 2), расчет затрат на оплату труда водителей и кондукторов (приложение 3), расчет отчислений на социальные нужды (приложение 3), расчет затрат на автомобильное топливо (приложение 4), расчет затрат на смазочные и прочие эксплуатационные материалы (приложение 4), расчет затрат на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт транспортных средств (приложения 5,6), расчет затрат на износ и ремонт автомобильной резины (приложение 7), расчет амортизационных отчислений подвижного состава (приложение 8), расчет общехозяйственных расходов, расчет необходимой прибыли на регулируемый период, копия приказа и положения об учетной политике предприятия в целях бухгалтерского и налогового учета, копии налоговых деклараций по начисленным налогам за период, предшествующий периоду регулирования, заверенные надлежащим образом (по налогам на прибыль организаций, на имущество организаций, по земельному и транспортным налогам), уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения, налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы на последнюю отчетную дату, уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС, уведомление о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев, формы бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату, выписки из Главной книги по счетам 20, 23, 25, 26 с разбивкой по местам возникновения, справка о распределении прибыли по счету 90, справка о доходах предприятия за базовый период по видам услуг, сведения об объемах услуг, оказываемых организацией за прошлый год, предшествующий период и период регулирования.
Во исполнение указанного письма индивидуальный предприниматель Гонцов В.М. 22 мая 2015 г. представил в Региональную службу по тарифам Пермского края заявление о рассмотрении и утверждении тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на краевых маршрутах пригородного сообщения на 2015 год вместе с обосновывающими материалами. Предприниматель просил согласовать тариф на уровне базового периода в размере 2,60 руб. (с учетом НДС).
По результатам рассмотрения предложения заявителя органом регулирования составлено экспертное заключение и принято оспариваемое постановление, которым предельный максимальный уровень тарифа для предпринимателя установлен в размере 1,85 руб. (с учетом НДС) за километр пути.
При расчете заработной платы основного производственного персонала Региональной службой по тарифам Пермского края принята тарифная ставка 1 разряда в размере 5 411,2 руб. на уровне базового периода с индексом роста в размере 110,5% согласно прогнозу социально-экономического развития экономики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 года, разработанного Минэкономразвития РФ. Предлагаемая заявителем тарифная ставка в размере 6 648 руб. отклонена органом регулирования как документально не подтвержденная.
Однако Региональная служба по тарифам Пермского края не приняла во внимание Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы (далее - Соглашение), утвержденное 24 октября 2013 г. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз.
Соглашение заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и нормативных правовых актов и регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 3.1 Соглашения предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2014 г. в размере 5554 рублей в месяц.
Минимальная (базовая) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается на 1 января следующего года с применением коэффициента инфляции, установленного на текущий год Министерством экономического развития Российской Федерации (на дату принятия решения об изменении тарифной ставки) (пункт 3.4 Соглашения).
С 1 апреля 2015 г. базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда составила 6 648 руб.
С учетом положений статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и письма Минтруда России от 14 февраля 2014 г.
№ 14-4/10/В-756 «О присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы» суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Соглашение распространяется на заявителя, основания для принятия тарифной ставки в размере ниже, чем размер, предусмотренный действующим Соглашением, у органа регулирования отсутствовали.
Судебная коллегия отмечает, что также и Порядком формирования тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих и межмуниципальных маршрутах городского и пригородного сообщений, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 1 февраля 2011 г.
№7, базовая тарифная ставка определяется на основании Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, действующего на момент расчета тарифов.
Поскольку среднемесячная заработная плата определена тарифным органом с нарушением норм отраслевого соглашения, то, соответственно, занижены фонд оплаты труда, размеры отчислений на социальные нужды и страхования от несчастных случаев, затраты на техническое обслуживание.
Численность работников предпринимателя - водителей и кондукторов - принята Региональной службой по тарифам Пермского края на уровне базового периода из расчета 1 водитель и 1 кондуктор на 1 автобус (12 водителей и 12 кондукторов).
Вместе с тем заявитель представил органу регулирования штатное расписание, согласно которому маршрут обслуживают 20 водителей и 20 кондукторов, общая численность основных работников 40 человек.
Названное количество работников необходимо для обеспечения бесперебойной работы на маршруте, наличия резервного подвижного состава, а также при уходе работников в очередные отпуска и в случае нетрудоспособности.
В рассматриваемом случае органу регулирования надлежало руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15, которое устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные данным Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей; расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения, поэтому произвольный расчет органом регулирования привел к необоснованному занижению расходов по рассматриваемой статье, что, в свою очередь, привело к занижению затрат и по другим статьям (размер фонда оплаты труда, отчисления на социальные нужды).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном исключении из состава расходов затрат на приобретение нового автобуса. В подтверждение заявленных расходов предприниматель представил органу регулирования производственную программу. Довод Региональной службой по тарифам Пермского края о необходимости в данном случае наличия инвестиционной программы, согласованной с органом местного самоуправления, не основан на нормах материального права.
Также несостоятелен довод заявителя жалобы о невозможности применения Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 18 апреля 2013 г. № НА-37-р, ввиду отсутствия регистрации данного документа и установленного порядка опубликования, поскольку орган регулирования руководствовался названными методическими рекомендациями при установлении оспариваемого тарифа, о чем имеются ссылки в экспертном заключении.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Пермского краевого суда от 10 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
ТК РФ | Статья 48. Действие соглашения |