Дело № 44-Г08-33

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 октября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №44-Г08-33

г. Москва

председательствующего Еременко Т.И.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 19 июня 2008 года, которым удовлетворены требования заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащими закону и недействующими отдельных пунктов постановления Правительства Пермского края от 17 августа 2007 года № 185-п «О порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края» и утвержденного им Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

УСТАНОВИЛА:

17 августа 2007 года принято постановление Правительства Пермского края № 185-п «О порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края».

Пунктом 1 указанного постановления утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений постановления и утвержденного им Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края.

Прокурором оспариваются:

пункт 3 постановления, которым рекомендовано главам муниципальных образований (главам администраций муниципальных образований) Пермского края организовать контроль за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд,

пункт 4 Порядка, которым предусмотрено, что заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края, собственности муниципальных образований Пермского края, для собственных нужд граждан осуществляется лесхозами (лесничествами) соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (далее - лесхозы (лесничества) в пределах их полномочий, определенных уставами, и в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса,

пункт 5 Порядка, согласно которому для заключения договора купли-продажи гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в соответствующий лесхоз (лесничество) заявление, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность,

б) наименование лесхоза (лесничества), в границах которого предполагается осуществить куплю-продажу лесных насаждений,

в) требуемый объем древесины, ее качественные показатели и цели использования древесины;

одновременно с заявлением гражданин представляет документы в соответствии с Перечнем документов, утвержденных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края в области лесных отношений;

пункт 5 Порядка оспаривается в части слов «в соответствующий лесхоз (лесничество)» в абзаце 1 и абзац 5 полностью;

пункт 6 Порядка, предусматривающий, что лесхоз (лесничество) регистрирует заявление и рассматривает его в течение 15 календарных дней со дня поступления; по результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора купли-продажи либо заявление возвращается гражданину с указанием причин;

основаниями для возврата заявления являются:

а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края, установленным Законом Пермского края от 30 июля 2007 года № 80-ПК "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Пермского края",

б) отсутствие в указанном заявителем лесхозе (лесничестве) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями,

в) несоответствие периодичности заготовки древесины нормативному сроку заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленному Законом Пермского края от 30 июля 2007 года № 80-ПК,

г) неполное представление гражданином сведений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка,

д) нецелевое использование выделенной ранее древесины;

в пункте 6 Порядка оспариваются предложение «лесхоз (лесничество) регистрирует заявление и рассматривает его в течение 15 календарных дней со дня поступления» и подпункты «в», «г» и «д»;

пункт 7 Порядка, согласно которому о принятом решении о подготовке проекта договора купли-продажи лесхоз (лесничество) информирует гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения;

в решении указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства заявителя, местоположение продаваемых лесных насаждений, хозяйство (хвойное или лиственное), объем заявленной для заготовки древесины по категориям качества (деловая, дровяная) и цели ее использования в соответствии с нормативами заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленными Законом Пермского края от 30 июля 2007 года № 80-ПК. Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лесхоза (лесничества);

в пункте 7 оспариваются предложения «о принятом решении о подготовке проекта договора купли-продажи лесхоз (лесничество) информирует гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения» и «соответствующее решение оформляется приказом руководителя лесхоза (лесничества)»;

пункт 9 Порядка, в котором указано, что проект договора купли-продажи подготавливается лесхозом (лесничеством) на основании формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности";

пункт 9 Порядка оспаривается в части слов «лесхозом (лесничеством)»;

пункт 10 Порядка, предусматривающий, что договор купли-продажи заключается путем составления одного документа в двух экземплярах и подписывается руководителем лесхоза (лесничества) и гражданином;

пункт 10 Порядка оспаривается в части слов «и подписывается руководителем лесхоза (лесничества) и гражданином».

В обоснование своих требований прокурор указал, что в соответствии с частью 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ граждане могут заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Между тем, частью 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года № 406 полномочия по подготовке и заключению названных договоров переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, у Правительства Пермского края, по мнению прокурора, не имелось оснований для закрепления указанных полномочий за лесхозами (лесничествами) края, которые являются государственными краевыми учреждениями Министерства природных ресурсов (Агентства по природопользованию) субъекта Российской Федерации. У Правительства Пермского края отсутствуют полномочия по даче рекомендаций главам муниципальных образований (главам администраций муниципальных образований) Пермского края организовывать контроль целевого использования древесины, заготовленной гражданами по договорам купли продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Решением Пермского краевого суда от 19 июня 2008 года постановлено:

Требования заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:

пункт 3 постановления Правительства Пермского края от 17 августа 2007 года № 185-п «О порядке заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края»;

пункт 4; абзац 1 пункта 5 в части содержащегося в нем предписания «в соответствующий лесхоз (лесничество)»; абзац 5 пункта 5; подпункты «в», «г», «д» и предписание «лесхоз (лесничество) регистрирует заявление и рассматривает его в течение 15-ти календарных дней со дня поступления» пункта 6; пункт 7 в части содержащегося в нем предписания «о принятом решении о подготовке проекта договора купли-продажи лесхоз (лесничество) информирует гражданина в письменной форме в течение 15-ти дней после принятия решения, соответствующее решение оформляется приказом руководителя лесхоза (лесничества)»; пункт 9 в части содержащегося в нем предписания «лесхозом (лесничеством)»; пункт 10 в части содержащегося в нем предписания «и подписывается руководителем лесхоза (лесничества)» существующего Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края, утвержденного указанным постановлением Правительства Пермского края.

В кассационной жалобе Правительства Пермского края ставится вопрос об отмене судебного решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 31 части 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Осуществление указанных полномочий в области лесных отношений передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ).

26 июня 2007 года Правительством РФ принято постановление № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которым утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктами 13, 14 и 15 названных Правил предусмотрено, что гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы, указанные в пункте 3 Правил, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность; наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; требуемый объем древесины и ее качественные показатели.

Заявление рассматривается этими органами в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину по основаниям превышения заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк), и отсутствия в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.

О принятом решении о подготовке проекта договора органы, указанные в пункте 3 Правил, информируют гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения.

Органами, осуществляющими подготовку договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил).

Проанализировав нормы федерального законодательства и оспариваемые прокурором нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что передача лесхозам (лесничествам) полномочий по приему от граждан заявлений и необходимых документов, регистрации, рассмотрению и возврату заявлений, информированию о принятом решении, подготовке проектов договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, заключению указанных договоров и их подписанию осуществлена в нарушение требований федерального законодательства, нормативного правового акта Правительства РФ, имеющего большую юридическую силу.

Правилами подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 406, не предусмотрена обязанность граждан по представлению иных документов (кроме заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд), в частности, указанных в пункте 5 оспариваемого Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Пермского края. Правилами не предусмотрены основания для возврата гражданам заявлений, указанные в подпунктах «в», «г», «д» пункта 6 оспариваемого Порядка.

Суд обоснованно не согласился с позицией Правительства Пермского края, ссылавшегося на часть 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указав, что таковые органы вправе устанавливать порядок заключения договоров купли-продажи, но в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года № 406 во исполнений требований Лесного кодекса РФ.

Разрешая спор, суд правильно указал, что содержащаяся в пункте 3 постановления Правительства Пермского края от 17 августа 2007 года № 185-п рекомендация главам муниципальных образований (главам администраций муниципальных образований) Пермского края организовать контроль за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не соответствует федеральному законодательству, поскольку ни Лесной кодекс РФ, ни постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 года № 406 не предусматривают контроля органов местного самоуправления за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы суда являются правильными, основаны на законе и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

В кассационной жалобе Правительство Пермского края ссылается не те же обстоятельства, которые были изложены в качестве возражений на заявление прокурора, и проверены судом в процессе рассмотрения дела. Суждения суда по возражениям Правительства Пермского края содержатся в решении.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского краевого суда от 19 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 44-Г08-33

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх