Дело № 44-Г09-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г09-4

от 8 апреля 2009 года

 

председательствующего Еременко Т.И. судей Борисовой Л.В., Калининой Л.А.

Сыромятниковой [скрыто], Фоминых [скрыто] о

признании недействующим (в части) постановления Правительства Пермского края от 16 ноября 2007 года № 280-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края (за исключением земель Пермского городского округа, земель населенных пунктов Пермского муниципального района и муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края)».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., возражения против жалобы представителей Правительства Пермского края - Шишигиной Е.И., Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю - Дробаха Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

16 ноября 2007 года постановлением Правительства Пермского края № 280-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель населенных пунктов

муниципальных образований Пермского края (за исключением земель Пермского городского округа, земель населенных пунктов Пермского муниципального района и муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края)» утверждена прилагаемая кадастровая стоимость названных земель, применяемая для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 1 постановления на основании представленных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю результатов выполненных работ по актуализации кадастровой оценки упомянутых объектов недвижимости утверждены показатели кадастровой стоимости земель гаражей, автостоянок и объектов торговли - 3 303,16; 3 754,96; 4 147,36; 4 240,82; 4 381,12 руб/кв.м кадастровых кварталов -59:12:001 04 04; 59:12:001 04 17; 59:12:001 04 34; 59:12:001 07 51; 59:12:001 02 23 Чайковского городского поселения Пермского края, указанные в таблице 35.1. «Кадастровая стоимость земель по оценочным зонам г. Чайковский» под номерами строк 24, 90, 101, 115 и 251.

Потребительский гаражный кооператив [скрыто] «Завокзальный», ООО «САН», граждане Додонов А.П., Сыромятникова Т.П. и Фоминых Э.И. обратились в краевой суд с заявлениями о признании недействующим постановления Правительства Пермского края в части содержащихся в нем положений об утверждении приведенных выше показателей кадастровой стоимости земель указанного городского поселения с названными видами их функционального использования.

Решением Пермского краевого суда от 13 января 2009 года вышеуказанное заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе [скрыто] «Завокзальный» просит об отмене решения суда как незаконного и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении данного заявления, суд исходил из вывода о том, что не имеется предусмотренных законом оснований для признания недействующим постановления Правительства Пермского края от 16 ноября 2007 года № 280-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края (за исключением земель Пермского городского округа, земель населенных пунктов Пермского муниципального района и муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края)».

Вывод суда мотивирован тем, что при принятии оспариваемого акта исполнительным органом Пермского края не допущено нарушений федерального и краевого законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в вышеуказанном заявлении.

Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, осуществляется на уровне Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (с последующими изменениями) и иными нормативными правовыми актами.

Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения

государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа

исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из системного анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.

Ранее действовал Приказ Росземкадастра от 17 октября 2002 г. № П/337 «Об утверждении методики государственной кадастровой оцени земель поселений», утративший силу в связи с изданием названных правовых актов.

Судом установлено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель в Пермском крае проведено в рамках действовавших на тот период административных процедур, выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществлен по результатам конкурса из числа лиц, имевших лицензию на оценочную деятельность, что соответствовало требованиям, установленным вышеназванным Приказом Росземкадастра.

Суд проверил и по мотивам, приведенным в решении, признал несостоятельными доводы заявителей о нарушении федеральных и краевых норм в связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта.

При таких данных вывод суда о непротиворечии оспариваемого акта федеральным и краевым нормам является правильным, а решение суда -законным и обоснованным.

Доводы жалобы [скрыто] «Завокзальный» о том, что увеличение кадастровой стоимости (по сравнению с оценкой 2001-2002 г.г.) привело к увеличению размера земельного налога и нарушению права заявителя законно уплачивать налоги, являются несостоятельными.

Земельный налог, являясь местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом, последние определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ и, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 которого, должны учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате земельного налога. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусматривается возможность установления налоговых льгот, в том числе размер необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, фактически налоговая нагрузка на налогоплательщиков устанавливается на основании нормативного правового акта о налогах и льготах.

Не находя оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевого суда от 13 января 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского гаражного кооператива [скрыто] «Завокзальный» - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 44-Г09-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры




Лучшие юристыЛучшие юристы

онлайн
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
рейтинг: 875
Телефон: WhatsApp: +79627437356
онлайн
Фото юриста
Степанова Татьяна
г. Санкт-Петербург
рейтинг: 15
Телефон: +79213445674

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх