Дело № 44-Г11-25

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г11-25

от 13 июля 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Птицыной Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Пермского краевого суда от 26 апреля 2011 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя губернатора и председателя правительства Пермского края Нифонтовой О.В., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края от 2 декабря 2010 г. № 713-ПК «О Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год», официально опубликованный в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края 6 декабря 2010 г., № 48.

Статьёй 1 документа утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Программа).

Абзацем 3 п. 2.4 разд. IV Программы установлено, что за счёт средств бюджетов муниципальных районов (городских округов) предоставляется обеспечение молочными продуктами детей первого и второго годов жизни, прикреплённых к муниципальной медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей, ссылаясь на то, что она противоречит подп. 24 п. 2, п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) и ч. 5 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Пермским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в кассационном представлении прокурор, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из вывода, что оспоренная норма принята законодательным органом Пермского края в рамках своих полномочий и в соответствии с требованиями федерального законодательства и прав детей на обеспечение питанием не нарушает.

С таким выводом согласиться нельзя. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, применён закон, не подлежащий применению, и не применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи,

материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

На основании ч. 5 ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан порядок обеспечения полноценным питанием детей в возрасте до трёх лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Согласно п. 6 ст. 26.3 этого же Федерального закона законами субъекта Российской Федерации в порядке, определённом федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в подп. 24 п. 2 данной статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Частью 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Исходя из приведённых положений действующего законодательства обеспечение питанием детей в возрасте до трёх лет относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации по вопросу социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), находящемуся в их компетенции, и должно

осуществляться за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по решению данного вопроса только при условии передачи им необходимых материальных и финансовых ресурсов в порядке, определённом Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

В соответствии со ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Сравнительный анализ оспариваемого положения с федеральными нормами приводит к выводу о несоответствии абз. 3 п. 2.4 разд. IV Программы, утверждённой Законом Пермского края, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Исполняя полномочия органов государственной власти Пермского края по обеспечению молочными продуктами детей первого и второго годов жизни, муниципальные районы (городские округа) не получают необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов в порядке, определённом Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Установлением оспариваемого правового регулирования нарушаются права детей первого и второго годов жизни на получение полноценного, укрепляющего их здоровье питания.

С учётом этого нельзя признать обоснованным вывод суда о соответствии оспоренной прокурором нормы требованиям действующего законодательства.

Суд ошибочно посчитал, что обеспечение молочными продуктами детей первого и второго годов жизни относится к видам оказания первичной медико-санитарной помощи и является расходным обязательством органов местного самоуправления, подлежащим исполнению за счёт средств местных бюджетов.

Суд ошибочно применил названные им в решении акты, в том числе Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, согласно которой молочные кухни относятся к государственным и муниципальным учреждениям охраны материнства и детства системы здравоохранения.

Суд не учёл, что вопросы местного значения определены не этими актами, а Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Исходя из положений ст. 14, 15, 16 упомянутого Федерального закона бесплатное обеспечение детей продуктами детского питания не относится к вопросам поселений, муниципальных районов и городских округов.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Не подлежат применению по данному делу и такие акты, как постановление Совета народных комиссариатов СССР от 11 декабря 1940г. № 2499, постановление Совета Министров РСФСР от 7 марта 1947 г. № 178, приказы Министерства здравоохранения СССР от 21 ноября 1949 г. № 870, от 31 июля 1963 г. № 395, от 22 марта 1991г. № 90, приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 25 сентября 1992 г. № 256, постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. № 610 «О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации», от 13 августа 1997 г. № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания», по мнению Законодательного Собрания Пермского края, регулирующие общественные отношения, по поводу которых возник спор.

Перечисленные документы, изданные до введения в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, не определяют вопросов местного значения и не являются актами большей юридической силы.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учётом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении заявления нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового судебного постановления о признании недействующей оспоренной прокурором нормы.

Руководствуясь ст. 360, п. 3 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевого суда от 26 апреля 2011 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.

Признать недействующим абз. 3 п. 2.4 разд. IV Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой Законом Пермского края от 2 декабря 2010 г. № 713-ПК «О Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края

бесплатной медицинской помощи на 2011 год», с момента вступления решения суда в законную ^щщ

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 44-Г11-25

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
Статья 132. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх