Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 5 октября 2012 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Назарова Алла Михайловна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Положительное решение
|
Дело №46-АПГ12-13
от 5 октября 2012 года
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Горловой СВ.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Оноховой [скрыто] к Департаменту социальной поддержки и защиты
населения администрации городского округа Самара о включении в стаж муниципальной службы периода работы и перерасчете муниципальной пенсии по апелляционной жалобе Оноховой СЕ. на решение Самарского областного суда от 25 июня 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M., объяснения Оноховой СЕ., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара Киреева А.Б., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Онохова СЕ. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара о включении в стаж муницивальной службы периода работы в Штабе гражданской обороны [скрыто] области с 12 января 1990 года по 13
января 1994 года (4 года 2 дня) и перерасчете муниципальной пенсии с учетом указанного стажа.
В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что в период с 11 января 1985 года по 13 января 1994 года она состояла в должности машинистки 1-ой категории [скрыто] курсов Штаба гражданской обороны [скрыто] области. С 13 января 1994 года Онохова СЕ. уволена в порядке перевода в администрацию [скрыто] района г. [скрыто] на
должность машинистки 1 категории, с 1 октября 1997 года она переведена на должность специалиста 1 категории. За период работы в администрации [скрыто] района г. [скрыто] ей ежемесячно начислялась надбавка за
выслугу лет, размер которой исчислялся из стажа муниципальной службы. В данный стаж муниципальной службы включался весь период работы истца в Штабе гражданской обороны, также ей предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом указанного стажа.
В 2009 году при оформлении пенсии ответчик начислил Оноховой СЕ. муниципальную пенсию, не включив в стаж муниципальной службы период ее работы в Штабе гражданской обороны - 9 лет 2 дня. Впоследствии из указанного периода в специальный стаж включен период ее работы в Штабе гражданской обороны с 11 января 1985 года по 11 января 1990 года - 5 лет.
Онохова СЕ. просила суд признать за ней право на получение муниципальной пенсии с учетом стажа муниципальной службы в должности
машинистки 1 категории Штаба гражданской обороны
области с 12 января 1990 года по 13 января 1994 года (4 года 2 дня) и обязать ответчика произвести перерасчет муниципальной пенсии с февраля 2010 года с учетом включенного стажа муниципальной службы.
Представитель Департамента социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители администрации Самарского района городского округа Самара и Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» не возражали против удовлетворения требований Оноховой СЕ.
Решением Самарского областного суда от 25 июня 2012 года в удовлетворении требований Оноховой СЕ. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара о включении в стаж муниципал ьной службы периода работы и перерасчете муниципальной пенсии отказано.
В апелляционной жалобе: Онохова СЕ. ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении иска.
Представители администрации Самарского района городского округа Самара и Государственного казенного учреждения Самарской области
«Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям», извещённые о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части третьей статьи 167, частей первой и второй статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивший в Судебную коллегию письменный отзыв Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям», Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что в период с 11 января 1985 года по 13 января 1994 года Онохова СЕ. работала в должности машинистки [скрыто] курсов Штаба гражданской обороны [скрыто] области, откуда была
уволена в порядке перевода в администрацию [скрыто] района г. [скрыто].
В соответствии с распоряжением заместителя Главы городского округа -Главы администрации Самарского района городского округа Самара от 4 июня 2010 года в соответствии со статьей 21 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», постановлением администрации городского округа Самара от 15 июля 2009 года № 657 и протоколом заседания Комиссии по включению в стаж муниципальной службы периодов работы на ив ых должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и иных организациях, опыт и знание работы в которых являются необходимыми муниципальному служащему для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, от 3 июня 2010 года Оноховой СЕ. включен в стаж муниципальной службы период работы с 11 января 1985 года по 11 января 1990 года в должности машинистки 1 категории Штаба гражданской обороны
области - 5 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Штаб гражданской обороны не являлся государственным органом. Следовательно, его сотрудники, которые принимались на работу самим Штабом, в силу положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ранее действующих нормативных актов, регулирующих правовое положение государственных служащих, не являлись государственными гражданскими служащими.
Однако Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона Самарской области от 9 октября 2007 года № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы в Самарской области включаются периоды работы на:
должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
муниципальных должностях;
государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
других должностях, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»;
иных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и иных организациях, опыт и знание работы в которых являются необходимыми муниципальному служащему для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, при условии, что периоды работы в указанных должностях в совокупности не превышают 5 лет.
Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 утвержден Перечень периодов гражданской службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы (далее - Перечень), и порядок исчисления стажа гражданской службы.
Согласно подпункту «з» пункта 15 Перечня в стаж гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах).
В силу подпункта «б» пункта 18 Перечня в стаж гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе в Верховном Совете СССР и его Секретариате, Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик и их аппаратах, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.
В соответствии с Положением о гражданской обороне Союза ССР, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976 года № 201-78, председатель Куйбышевского Облисполкома являлся начальником гражданской обороны Куйбышевской области. Штаб гражданской обороны Куйбышевской области возглавлялся военнослужащим, являлся юридическим лицом и одновременно воинским учреждением Министерства обороны СССР. Штаб гражданской обороны был отделом Облисполкома, начальник штаба подчинялся начальнику гражданской обороны.
В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года, (действовавшем в спорный период работы Оноховой СЕ.) в разделе классификатор должностей служащих предусмотрена должность машинистки.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа включить спорный период работы Оноховой СЕ. в стаж муниципальной службы у суда не имелось.
Поскольку решение постановлено судом с нарушением норм материального права, оно является незаконным и подлежит отмене в апелляционном порядке на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Самарского областного суда от 25 июня 2012 года отменить. Принять по делу новое решение, которым требования Оноховой СЕ. удовлетворить.
Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения администрации городского округа Самара включить в стаж муниципальной службы Оноховой [скрыто] период работы в должности
машинистки 1 категории Штаба гражданской обороны [скрыто] области с 12 января 1990 года по 13 января 1994 года (4 года 2 дня) и произвести Оноховой [скрыто] перерасчет муниципальной
пенсии с февраля 2010 года с учетом включенного стажа муниципальной службы. [скрыто]
Председательствующий