Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 23 января 2013 г., Определение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, апелляция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Анишина Вера Ивановна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №46-АПГ12-17
от 23 января 2013 года
председательствующего Еременко Т.И., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В., при секретаре Тихонове М.Д.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Соколова B.C., Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ Андриякина В.Н., первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» Езерского A.B., возражавших против доводов кассационного представления, а также представителя Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области Косарева A.A. оставившего рассмотрение заявления на усмотрение суда, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о ликвидации первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» (далее - Профсоюз), с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку нарушения, допущенные при создании данной организации, носят неустранимый характер.
Так, в нарушение требований статей 18 и 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» при создании данного общественного объединения не был сформирован ревизионный орган, в связи с чем данная организация не может считаться созданной; в протоколе общего собрания от 13 ноября 2011 г. содержится указание о делегировании функций ревизионной комиссии единоличному ревизору, который должен быть избран решением местного комитета в конце года, из числа членов профсоюзной организации, тогда как указанной нормой закона установлено, что ревизионный орган первоначально должен быть сформирован при избрании общим (учредительным) собранием, а не иным профсоюзным органом.
Кроме того, в пункте 1.2 заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании и в протоколах от 3 ноября 2011 г., 27 декабря 2011 г. и 29 декабря 2011 г. содержатся различные сведения о ее наименовании, что может свидетельствовать об их недостоверности.
Представители первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» и Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ и Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ заявленные требования не признали, полагая, что оснований к их удовлетворению не имеется.
Решением Самарского областного суда от 7 сентября 2012 года заявление прокурора оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурора, участвующего в деле, ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, отношения профсоюзов с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Устав профсоюза должен предусматривать, в том числе: наименование, цели и задачи профсоюза; категории и профессиональные группы объединяемых граждан; местонахождение профсоюзного органа; порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях (пункты 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям (пункты 1 и 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из правового анализа указанного выше законодательства следует, что для ликвидации общественной организации, в том числе первичной
профсоюзной организации, характер допущенных этим юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ установлено, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются документы, в том числе: заявление, подписанное уполномоченным лицом; устав общественного объединения; выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа. При этом указанные документы
подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 3 ноября 2011 г. на общем собрании гражданами Езерской Т.Н., Бакулиной Ю.В. и Столяровым А.Л. принято решение о создании первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Государственного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» в составе Общероссийского объединенного профсоюза работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, а также решен вопрос о формировании контрольно-ревизионного органа.
Распоряжением Министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 26 декабря 2011 г. государственное учреждение здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер».
27 декабря 2011 г. на заседании общего собрания первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» принято решение переименовать данную организацию в первичную профсоюзную организацию СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер».
В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от Езерской Т.Н. поступило заявление от 11 января 2012г. о государственной регистрации вышеуказанной некоммерческой организации.
Распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2012 г. принято решение осуществить государственную регистрацию первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» Общероссийского объединенного профсоюза работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания (Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ) Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ при создании.
Таким образом, суд, установив соблюдение учредительным собранием требований статей 18 и 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Судом был проверен и обоснованно отклонен, как не нашедший своего подтверждения довод прокурора о том, что в пункте 1.2 заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании и в протоколах от 3 ноября 2011 г., 27 декабря 2011 г. и 29 декабря 2011 г.
содержатся различные сведения о ее наименовании, что может свидетельствовать об их недостоверности. При этом суд исходил из того, что различие в указанных сведениях связано с изменением названия организации, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Сами сведения соответствовали действительности на период указания их в перечисленных протоколах и заявлении. Довод об отсутствии необходимого ревизионного органа также проверен судом и не получил подтверждения, указанным выше протоколом общего собрания первичной профсоюзной организации от 29.12.2011 года подтверждается, что такой орган при создании первичной профсоюзной организации был сформирован.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявления прокурора Самарской области о ликвидации первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» основанным на нормах материального права и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционном представлении, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Самарского областного суда от 7 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле,-без удовлетворения.
Председательствующий